План-конспект уроков ОБЖ 5 класс

Примечание:

В процессе обучения рекомендуется использовать учебное пособие: «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Рабочая тетрадь». (далее – «Рабочая тетрадь»).

Данное пособие предназначено для оказания помощи учителям при подготовке к урокам по ОБЖ, что оставляет за педагогом право использования данных материалов по своему усмотрению.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. История Правил дорожного движения
  1. Информация учителя по истории возникновения Правил дорожного движения с использованием презентации по теме. Их изменения в связи с развитием транспортных средств, дорог и общественных отношений в сфере дорожного движения
  2. Выполнение заданий темы 1 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  3. Ознакомление учащихся с международными соглашениями, направленными на обеспечение безопасности дорожного движения: Парижские конвенции 1909 и 1926 гг., Женевская конвенция 1949 г. о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах, на которых базировались единые ПДД, принятые в СССР в 1961 году, Венские конвенции о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года. Регулирование деятельности в области дорожного движения в рамках ЕЭК ООН.
  4. Беседа с учащимися о постоянно изменяющихся требованиях безопасности на дорогах и тротуарах. Новые средства движения: гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса и др.
  5. Творческое занятие: составление правил безопасности для пользователей новых средств передвижения (может быть индивидуальным или общим для всех учащихся).
Тема 2. Движение учащихся группами и в колонне
  1. Повторение правил для пешеходов и пассажиров с использованием слайдов по теме: участники дорожного движения; дорога, элементы дороги (тротуар, обочина дороги, пешеходная дорожка); дорожные знаки и элементы дорожной разметки, обозначающие пешеходный переход; обозначение остановочного пункта; местные маршрутные транспортные средства.
  2. Беседа с учащимися о путях их передвижения по населенному пункту во время экскурсий (походов). Соблюдение правил дорожного движения.
  3. Составление маршрутов движения по макету или карте населенного пункта: от школы к дому; от дома до ближайшего магазина и т.д.
  4. Работа в группах: учащимся раздаются карточки с изображением различных вариантов дорог в населенном пункте и вне его: тротуар, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, обочина дороги, жилая зона, пешеходная зона. Учащимся следует указать порядок движения в колонне в соответствии с тем, что изображено на карточке.
  5. Составление правил по передвижению к месту назначения в маршрутном транспортном средстве: 1 вариант – учащиеся называют, а учитель записывает на классной доске; 2 вариант – на классной доске записано начало соответствующих правил, а учащиеся заканчивают предложение; 3 вариант – исправить записанные на классной доске правила с неточностями, которые надо исправить, чтобы они соответствовали ПДД.
  6. Сюжетно-ролевая игра «Ура! Едем на экскурсию!». Учебные столы принимаются как салон маршрутного транспорта. Учащиеся изображают пассажиров: часть – группа учащихся, направляющихся на экскурсию, другая часть – пассажиры, в том числе старики. Входя в «салон», учащиеся комментируют правила посадки-высадки и поведения во время движения транспортного средства. Учитель (или определенная экспертная группа из нескольких учащихся) оценивает правильность их высказываний.
  7. Выполнение заданий темы 2 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  8. Закрепление знаний по теме с использованием интерактивной викторины «Движение учащихся группами в колонне».
Тема 3. Правила дорожного движения и перехода проезжей части дороги на перекрестке
  1. Просмотр видеоматериала «Движение пешеходов» с целью напоминания правил дорожного движения для пешеходов.
  2. Блиц-опрос учащихся по просмотренному материалу.
  3. Рассмотрение с помощью мультимедийной презентации различных видов перекрестков и пешеходных переходов. Перекрестки с разной организацией условий перехода проезжей части пешеходами: перекресток без обозначения пешеходных переходов; перекресток с подземными пешеходными переходами; перекресток с надземными пешеходными переходами; перекресток с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами (обозначен дорожными знаками и разметкой); перекресток с наземными регулируемыми пешеходными переходами (обозначен дорожными знаками, разметкой, пешеходными светофорами).
  4. Работа с макетом местности, прилегающей к школе: учащимся ставится задача установить дорожные знаки; разместить (положить бумажку с изображением) дорожную разметку; рассказать правила перехода пешеходами имеющихся на макете перекрестков и т.д.
  5. Ролевая игра «Безопасный переход» проводится с использованием модели перекрестка, расположенного на территории автогородка, или в спортивном зале, где подручными средствами обозначены перекрестки, светофоры. Учащиеся по очереди выступают в роли пешеходов, демонстрируя свои действия при различных сигналах светофора, а учитель предлагает различные ситуации, в том числе по переходу нерегулируемого пешеходного перехода, перехода с домашним животным, падением какого-либо предмета, падения и т.д.
  6. Составление (можно задание по группам) алгоритма перехода проезжей части в зоне регулируемого (нерегулируемого) пешеходного перехода на перекрестке. Например: 1. Остановиться на краю тротуара. 2. Посмотреть налево, направо … и т.д.
  7. Выполнение заданий темы 3 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  8. Закрепление пройденного – просмотр видеоматериала «Нерегулируемые перекрестки».
  9. Закрепление знаний по теме с использованием интерактивной викторины «Правила дорожного движения и перекрестки».
Тема 4. Предупредительные сигналы водителей и сигналы регулировщика
  1. Беседа с учащимися о необходимости подачи сигналов в дорожном движении и их видах:
    • сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой;
    • звуковые сигналы;
    • переключение света фар;
    • включение ближнего света фар в светлое время суток;
    • включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, распознавательного знака автопоезда;
    • включение проблескового маяка оранжевого цвета (с использованием плакатов, слайдов).
  2. Дидактическая игра «Кто как сигнализирует». Следует распределить, как подают сигналы различные категории водителей механических и немеханических транспортных средств: велосипед, всадник, водитель гужевого транспортного средства, соединив их с указанными в п.1 видами сигналов.
  3. Викторина (тесты) по теме подачи сигналов в дорожном движении с использованием картинок, рисунков, слайдов.
  4. Рассказ об истории возникновения регулировщиков (с использованием презентации).
  5. Просмотр видеоматериала « Сигналы регулировщика».
  6. Выполнение заданий темы 4 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  7. Сюжетная игра «Подсказки на дорогах». 1-ый этап – учащиеся выступают в роли пешеходов, водителей, находящихся на нерегулируемом перекрестке; 2-й этап – в игру вводится роль регулировщика.
  8. Закрепление знаний по теме с использованием компьютерной игры «Предупредительные сигналы водителей и сигналы регулировщика».
Тема 5. Транспортные средства оперативного назначения
  1. Информация учителя о транспортных средствах оперативного назначения, их отличие от обычных транспортных средств.
  2. Дидактическая игра «Определи технику» – учащимся по картинке (слайду) следует определить: к какой службе она относится, для чего используется, отличия от обычных транспортных средств, имеются ли преимущества перед другими транспортными средствами.
  3. Разбор ситуаций с использованием макета улицы или иных наглядных пособий: создавая различные ситуации на дороге с маленькими машинками (или картинками с изображением) транспортных средств оперативного назначения учащимся предлагается определить действия иных транспортных средств и пешеходов, а также отметить, к каким последствиям может привести несоблюдение соответствующих правил дорожного движения.
  4. Выполнение заданий темы 5 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  5. Закрепление знаний по теме с использованием компьютерной игры «Оборудование транспортных средств оперативного назначения».

ЛИЧНАЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Места особой опасности. Встреча с опасной компанией
  1. Чтение стихотворения «Два козла» (В. Лифшица).

    Однажды на лужайке подрались два козла,
    Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
    Один из них тихонько приятеля лягнул,
    Другой из них тихонько приятеля боднул,
    Один боднул приятеля немножко посильней,
    Другой боднул приятеля немножко побольней.
    Один разгорячился, лягнул что было сил,
    Другой его рогами под брюхо подцепил.
    Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
    Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
    Я вспомнил эту драку, когда передо мной
    На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
  2. Обсуждение с учащимися ситуации, когда из шуточной проделки возникает серьезный конфликт. Меры по предотвращению негативных последствий при возникновении споров или мелких ссор.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Конфликт». Учащимся предлагается, разделившись на группы, придумать и проиграть ситуацию, когда возникают разногласия. Как вариант, ситуации может предлагать учитель, а учащиеся изображают два финала: один – доведение до конфликта, второй – разрешение проблемы мирным способом. Несколько учащихся выступают в роли экспертов и разъясняют ответственности за правонарушения, которыми может завершиться конфликт.
  4. Чтение и анализ притчи «О храме с тысячью зеркал».

    Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы. Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма. Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак. Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  5. Тест о конфликтах с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, подъезде, лифте, парке и других местах. Например:
    • В автобусе двое незнакомых спорят и начинают толкать друг друга. Твои действия…
    • В подъезде соседка заставляет тебя убрать мусор, который вроде бы набросал ты, но ты этого не делал. Твои действия… и т.д.
  6. Выполнение заданий темы 1 раздела «Личная безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Правила поведения в случае взятия в заложники и проведения спецоперации по освобождению заложников
  1. Рассказ учителя о трагических событиях в школе Беслана в 2004 году.
  2. Просмотр учебного видеоматериала «Уроки с экспертом по безопасности».
  3. Задание для учащихся: за 3 минуты записать одно или несколько слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции.
  4. Просмотр презентации по теме урока.
  5. Информация учителя о мотивах (с какой целью) захвата заложников и список мест, где может это может произойти.
  6. Интерактивная игра «Террорист и заложники»: учащиеся выбирают из списка (п.5) один из вариантов и проигрывают ситуацию, в том числе и беседу с захватчиками.
  7. Выполнение заданий темы 2 раздела «Личная безопасность» из «Рабочей тетради».
  8. Составление памяток по поведению в случае взятия в заложники и во время проведения спецоперации по освобождению заложников.
Тема 3. Безопасность работы в Интернете
  1. Разгадывание загадки:

    Есть такая сеть на свете
    Ею рыбу не поймать.
    В неё входят даже дети,
    Чтоб общаться и играть.
    Информацию черпают,
    И чего здесь только нет!
    Как же сеть ту называют?
    Ну, конечно,.. (Интернет)
  2. Просмотр видеоролика «Безопасный интернет».
  3. Беседа с учащимися на тему «Этикет в соцсетях»: уважай собеседников в Интернете, не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал, будь дружелюбен.
  4. «Мозговой штурм» – правила и комментарии. Учитель зачитывает правила безопасного общения в соцсетях, учащиеся комментируют, как они его понимают. Например:
    • Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона. Если вы разместите слишком много информации о себе, она может попасть в руки таких незнакомцев, которые захотят вас обидеть.
    • Учитывайте, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены и практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения.
  5. Обсуждение поведения в случае запугивания, грубости в интернете.
  6. Примеры и анализ недопустимых действий в соцсетях: незаконное копирование и распространение чужих личных данных, фотографий; размещение ложной информации; оскорбительные сведения о ком-либо и т.д.
  7. Информация учителя об ответственности за поведение в Интернете.
  8. Выполнение заданий темы 2 раздела «Личная безопасность» из «Рабочей тетради».

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 1. Опасность пожаров
  1. Провести опыт скорости сгорания сухих листьев, травы, соломы (соблюдая необходимые меры безопасности, на безопасной негорючей основе не менее чем 50х50 см поджечь несколько сухих листочков, травинок, соломок, отмечая легкость возгорания и время их сгорания).
  2. Деловая игра «Эксперт». Учащиеся разделятся на четыре команды и получают задания по опасности пожаров:
    • от сухих листьев,
    • от сухой травы,
    • от сухой соломы,
    • от костров для сжигания мусора на приусадебных и дачных участках.
    Каждая команда состоит из четырех групп, которые указывают:
    • причины подобных пожаров;
    • что способствует их быстрому развитию;
    • возможные последствия;
    • что надо сделать, чтобы не допустить таких пожаров
    • .
  3. Просмотр и обсуждение презентации по опасности легковоспламеняющихся веществ и недопустимости их использования для розжига костра, топлива печи, камина, котла.
  4. Развивающая игра «Сам спасусь и другим помогу». Моделирование ситуаций (слайды, картинки):
    • костер возле деревянного дома;
    • горящая сухая трава вблизи леса;
    • пожар в доме, искры порывом ветра разносятся на соседние строения (дома);
    • ожар в подъезде;
    • пожар в соседней квартире.
    Учащимся следует назвать действия людей, находящихся в горящей помещении или рядом с ним.
  5. Проверьте свои знания с помощью интерактивной игры «Опасность осенних пожаров».
  6. Чтение и анализ ситуации отрывка рассказа К.Паустовского «Береговой приют» о пожаре в Батумском порту. По усмотрению учителя текст может пересказываться с комментариями.
  7. Выполнение заданий темы 1 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Пожароопасные объекты
  1. Определение темы урока: из слайдов или рисунков учащиеся выделяют те, которые представляют особую пожарную опасность и условно относятся к пожароопасным объектам (сараи, подвалы, гаражи, сенохранилища, чердаки).
  2. Беседа с учащимися на тему "В чем особая опасность отмеченных в п.1 объектов"?
  3. Встреча с работником районного отдела по чрезвычайным ситуациям.
  4. Работа с учащимися по материалам пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 224-231.
  5. Творческое занятие «Безопасное жилище», и иные рекомендации по проведению данного урока из учебно-методического пособия для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Основы безопасности жизнедеятельности в 5-6 классах» / Н.Н. Яковлева, Т.В. Загвоздкина, Е.М. Петрова / Минск: Национальный институт образования, 2014.
  6. Игра на внимательность «Виртуальное путешествие». Слайды или рисунки подвала, гаража, сарая, чердака, самодельного шалаша и т.п. с нарушениями правил безопасности. Учащиеся должны назвать эти нарушений и их возможные последствия.
  7. Выполнение заданий темы 2 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Безопасный дом
  1. Беседа с учащимися о правилах пожарной безопасности при отоплении жилых помещений с использованием материалов из учебно-методического пособия для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Основы безопасности жизнедеятельности в 5-6 классах» / Н.Н.Яковлева, Т.В.Загвоздкина, Е.М.Петрова / Минск: Национальный институт образования, 2014, стр.46-56.
  2. Анализ ситуации, выполнение задания, тест или викторина по материалам пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Безопасность в жизни и быту, Т.В.Загвоздкина, – Минск, «Асар», 2010 г. (особенности безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия), стр. 12-17.
  3. Обучающе-развлекательная игра «Глупый домовёнок». Учащиеся могут выступать в роли маленького домовенка, мудрого домового и его жены Тюхи Лохматой. «Домовёнки придумывают ситуации по обогреву жилых помещений, которые являются опасными (с помощью газовой или электрической плиты; электрообогревателя, приставленного вплотную к кровати, включенного телевизора и т.д.), а дедушка-домовой объясняет, почему так делать нельзя или этим предметом невозможно повысить температуру в комнате, а Тюха Лохматая рассказывает, как обогреть помещение безопасно в различных ситуациях или чем заменить бесполезный в этом случае предмет. Можно заранее подготовить картинки с этими мифическими героями и предложить учащимся выбрать (или вытянуть) себе героя игры.
  4. Выполнение заданий темы 3 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
  5. Блиц-опрос учащихся о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Например:
    • Дрова в печи или камине должны быть длиннее или короче топки?
    • При просмотре телепередачи в прохладной комнате лучше надеть теплые носки и завернуться в плед или положить ноги в теплых носках на электрообогреватель? И т.д.
  6. Проверьте свои знания с помощью игры в разделе «Пожарная опасность при отоплении жилых помещений».

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера
  1. Информация учителя о чрезвычайных ситуациях. Характерные отличия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Общие сведения о видах природных чрезвычайных ситуаций.
  2. Тематическая разминка «Словарь». Учитель читает определение чрезвычайной ситуации природного характера, а учащимся следует его назвать. Например: значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это… (наводнение); неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это… (лесной пожар) и т.д.
  3. Познавательная игра «Виртуальное путешествие». Учитель демонстрирует видеоматериал или отдельные кадры страны, а затем происходившую там чрезвычайную ситуацию природного характера. Например: фото Сицилии и вулкана Этна; лесной пожар в Беларуси; населенный пункт, занесенный снегом, и т.п. По каждой рассматриваемой чрезвычайной ситуации проводится беседа с учащимися: название ЧС, возможно ли оно в нашей республике, правила поведения при угрозе и возникновении рассматриваемой ЧС.
  4. Викторина «Правильный выбор». Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопрос. Например:
    Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:
    • ураганы;
    • лесные пожары;
    • землетрясения.
    Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, – это:
    • тайфун;
    • шторм;
    • торнадо;
    • ураган.
  5. Выполнение заданий темы 1 раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» из «Рабочей тетради».
  6. Признаки и народные приметы надвигающейся чрезвычайной ситуации природного характера.
  7. Сюжетно-ситуационная игра по правилам поведения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. Можно проводить командно, предложив каждой команде изобразить (проиграть или назвать) алгоритм действий в оговоренной ситуации. Например: Гроза: в «водоеме» «плавают» дети. Учащиеся должны выйти на «берег» и поспешить домой. Или «Ураган»: ребенок в беседке на приусадебном участке или на даче. И т.п.
Тема 2. Гидрологические чрезвычайные ситуации
  1. Чтение или просмотр отрывка о наводнении из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Обсуждение с учащимися этого стихийного природного явления и его последствий.
  2. Просмотр видеоряда с гидрологическими чрезвычайными ситуациями. Общая характеристика гидрологических ЧС: половодье, паводок, затор, зажор, наводнение, цунами, сель. Обратить внимание учащихся, что если затопление водой местности не сопровождается ущербом окружающей среде, то его называют разливом.
  3. Беседа о гидрологических ЧС, характерных для Республики Беларусь и населенного пункта, где проживают учащиеся. Просмотр «Видеоматериала о наводнении в Минске 24 июля 2009 года».
  4. Творческое задание: учащимся предлагается написать краткое сочинение о каком-либо гидрологическом ЧС, с которым они столкнулись или которое видели по телевизору, и о действиях людей в данной чрезвычайной ситуации.
  5. Обобщение и анализ действий людей по сочинениям учащихся.
  6. Выполнение заданий темы 2 раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» из «Рабочей тетради».
  7. Чтение или просмотр отрывка из произведения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Разбор ситуации.
  8. Необходимость и возможность эвакуации людей из затопляемой зоны: с помощью работников МЧС, самостоятельно, подача сигнала бедствия.
  9. Проведение теста или викторины по теме занятия о действиях людей в случае неожиданно быстрого подъема уровня воды в реке для жителей близлежащих населенных пунктов (можно использовать материалы из пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Безопасность в жизни и быту, Т.В.Загвоздкина, – Минск, «Асар», 2010 г. (особенности безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия), стр.78-81.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Опасность ртутьсодержащих приборов
  1. Чтение легенды про ртуть (приложение).
  2. Беседа с учащимися по содержанию легенды.
  3. Информация учителя о ртути и опасности ее токсичных свойств.
  4. Пересказ учителем или чтение отрывков про сумасшедшего Шляпника из «Алисы в стране Чудес» и вывод: раньше такие «шляпники» существовали на самом деле. Тогда фетр, используемый для производства шляп, обрабатывали ртутными соединениями. Постепенно ртуть накапливалась в организме мастера, а одним из симптомов ртутного отравления является сильное расстройство рассудка, проще говоря, шляпники часто в итоге сходили с ума.
  5. Просмотр презентации с комментариями учителя о применении ртути в наше время – измерительных приборах: термометрах, барометрах, манометрах, психрометрах, дифмометрах. Её используют при получении амальгам, средств, предотвращающих гниение дерева, в медицинской и лабораторной практике.
  6. Просмотр и обсуждение видеоматериала МЧС РБ «Опасность ртути».
  7. Выполнение заданий темы 1 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  8. Проведение теста «Ртуть опасная и привлекательная», в котором учащимся следует выбрать из перечисленный ответов правильный вариант. Например:
    Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными?
    • хлора;
    • ртути (правильно);
    • аммиака.
    Тяжёлое заболевание при поражении ртутью называется:
    • меркуриализм (правильно);
    • лунатизм;
    • идиотизм;
    Острые отравления ртутью происходят в результате: …
    Признаки отравления парами ртути: …
    Что такое демеркуризация?
  9. Составление памятки с алгоритмом действий в случае нарушения герметичности ртутьсодержащих приборов и вытекания ртути на пол.
Тема 2. Правила поведения в различных погодных условиях
  1. Прослушать музыкальные фрагменты («Плохая погода» из фильма «Мэри Поппинс», «У природы нет плохой погоды…» из фильма «Служебный роман») и сделать вывод – у каждого человека свое мнение и отношение к тем или иным погодным явлениям, но в отдельных случаях необходимы определенные правила безопасности, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем: сильная жара, сильный мороз.
  2. Работа с плакатами (на выбор учителя) по темам:
    • Солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары.
    • Меры по их предупреждению.
    • Первая помощь пострадавшим.
  3. Выполнение заданий из пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Безопасность в жизни и быту, Т.В.Загвоздкина, – Минск, «Асар», 2010 г. (особенности безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия), стр.56-60.
  4. Выполнение заданий интерактивной викторины «Правила поведения в жаркую погоду».
  5. Беседа с учащимися о негативных последствиях при нахождении на улице в сильный мороз и по мерах их предупреждения.
  6. Выполнение заданий интерактивной викторины «Меры по предупреждению негативных последствий при нахождении на улице в сильный мороз».
  7. Игра «Разбери гардероб» с использованием картинок (слайдов) летней и зимней одежды и обуви. Учащимся предлагается быстро ответить (или разобрать картинки) на те, которые следует надевать в жаркую погоду или морозную погоду. Если изображена одежды для осени или весны, учащиеся молчат или откладывают картинки в сторону.
  8. Выполнение заданий темы 2 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Меры безопасности при купании и плавании
  1. Блиц-опрос учащихся об известных им правилах безопасности на воде.
  2. Просмотр учебного фильма по ОБЖ «Безопасность на воде».
  3. Материалы по теме из пособия пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 241-250: информация учителя, ситуация и ее анализ и др. В тематическую игру «Пингвины» рекомендуется ввести элементы знаний по предотвращению травм при плавании, нырянии, нахождении на берегу.
  4. Выполнение заданий темы 3 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  5. Игра «Объясни знак» с использованием плаката или видеокадров со знаками, которые устанавливаются у водоемов – учащимся предлагается разъяснить их назначение. Как вариант, игру можно провести командно, раздав картинки с изображением таких знаков.
  6. Выполнение заданий по теме из пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Безопасность в жизни и быту, Т.В.Загвоздкина, – Минск, «Асар», 2010г. (основы безопасности жизнедеятельности. Факультативные занятия), стр. 38-41.
  7. Просмотр познавательного видеоролика для детей «Правила поведения на воде».
  8. Творческие проекты. Учащимся предлагается выступить в роли дизайнера безопасного пляжа. Игру лучше проводить командно с защитой своих проектов, которые могут быть выполнены в виде рисунков, схем или подробного описания пляжа и мер безопасности на нем: вышка для спасателя, медппункт, детская зона, спасательные круги, знаки безопасности у водоемов и т.д. Причем знаки могут быть придуманные самими учащимися, с пояснением, что он обозначает при защите проекта.
  9. Разъяснение учащимся методов оказания помощи и самопомощи при судорогах и травмах.
  10. Просмотр видеоматериала «Правила поведения на воде».
Тема 4. Травмы и их причины. Меры и способы оказания помощи
  1. Информация учителя о травмах и их видах.
  2. Беседа с учащимися о травмах, которые случались с ними или из близкими и знакомыми.
  3. Просмотр видеоматериала о травмах, их видах, причинах получения травм. «Первая помощь при травмах».
  4. Игра «Кто поможет при травме». Учитель называет травмы, а учащимся предлагается определить, кто может помочь в названном случае – сами, мама, врач.
  5. Работа с презентацией (иллюстрациями, слайдами). Учащимся предлагается рассмотреть картинку (например: кухонная плита, гололед, обрыв над водоемом и т.п.) и назвать: можно ли отнести это место к травмоопасным, какие травмы можно там получить и как можно избежать там травм.
  6. Выполнение заданий темы 4 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  7. Выбор необходимых материалов и отработка практических навыков оказания помощи при участии медицинского работника школы.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Тема 1. Личная гигиена
  1. Информация учителя о личной гигиене и ее важном значении в жизни людей.
  2. Разгадывание загадок о предметах личной гигиены: мыло, расческа, полотенце, мочалка, зубная щетка и т.п. – обобщение.
  3. Просмотр видеоматериала «Гигиена и оказание первой медпомощи в природных условиях».
  4. Работа с ситуационными картинками-слайдами:
    • рынок, мама расплачивается с продавцом, девочка откусывает только что купленную грушу – не вымытую;
    • мальчик предлагает другу откусить его бутерброд – если хочет поделиться, надо разломить его прежде чем откусить;
    • девочка обедает, на столе сидит кошка и есть из тарелки девочки – у домашних животных должно быть свое место для еды;
    • мальчик грязными руками берет печень и компот, над столом (или на печенье) мухи – продукты питания надо хранить в отведенных для этого местах или накрывать.
  5. Просмотр мультфильма «Микробы»из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».
  6. Беседа с учащимися о гигиене одежды и обуви с использованием презентации. Желательно, начиная с исторических сведений.
  7. Просмотр видеоматериала «Гигиена и оказание первой медицинский помощи в природных условиях.Классные часы и ОБЖ».
  8. Игра «Генеральная уборка». Учитель называет (показывает картинку, слайд) различные предметы домашнего обихода. Учащиеся отвечают, что следует предпринимать, чтобы содержать его в чистоте.
  9. Творческое задание (можно начать с чтения или просмотра сказки К.Чуковского «Федорино горе»): учащимся предлагается написать небольшое сочинение по теме гигиены питания, выбрав любой вариант: советы грязнуле; рассказ микробов об их участии в обеде и последствиях для человека; сказка о Замараше, который не мыл посуду, рассказ о своих правилах соблюдения гигиены питания и т.д.
  10. Выполнение заданий темы 1 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Физические нагрузки
  1. Игра «Ответь быстро: труд или отдых» – просмотр видеоряда с изображением различных видов физических нагрузок и занятий, к ним не относящихся (например: уборка квартиры, чтение книги, работа за компьютером и т.д.).
  2. Беседа с учащимися о важности и положительном влиянии физической нагрузки на организм человека. Разъяснение понятия оптимальный режим физической нагрузки.
  3. Составление учащимися примерного режима физической нагрузки для обычного школьника (их ровесника); школьника, занимающегося в спортивной секции; школьника во время болезни.
  4. Проведение физической разминки «Леший» (выполнение движений в соответствии с текстом):

  5. По тропинке леший шел,
    На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

    Раз грибок, два грибок,
    Вот и полный кузовок. (Приседания.)

    Леший охает: устал
    От того, что приседал.
    Леший сладко потянулся. (Потягивания - руки вверх.)

    А потом назад прогнулся,
    А потом вперед прогнулся
    И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

    И налево, и направо
    Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

    Леший выполнил разминку
    И уселся на тропинку. (Дети садятся на место.)

  6. Встреча с медицинским работником по теме «Физическая нагрузка как профилактика заболеваний, в том числе ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, ожирения».
  7. Просмотр видеоматериала «Оптимальная двигательная активность ».
  8. Расчет с помощью калькулятора своей оптимальной двигательной активности.
  9. Запись учащимися своих видов физических нагрузок в разные поры года.
  10. Выполнение заданий темы 2 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Интернет-зависимость
  1. Экспресс-тестирование. Учащиеся быстро отмечают свои положительные (+) или отрицательные (–) ответы на вопросы учителя:
    • Свое свободное время ты в основном проводишь в интернете?
    • Больше всего в интернете тебя интересуют он-лайн игры?
    • Чаще всего беседы с друзьями касаются игр, кодов, возможностей прохождения уровней и т.д.?
    • Приходилось ли тебе обманывать близких, говоря, что находишься в интернете с целью поиска информации для выполнения школьного задания, в то время когда ты просто играл или общался с друзьями?
    • Бывали ли случаи, когда ты забывал о времени или о чем-то важном во время игры за компьютером?
    • Используешь ли ты интернет каждый раз, когда появляется плохое настроение; и т.д.?
    Результат: чем больше положительных ответов, тем выше степень интернет-зависимости.
  2. Подборка и анализ примеров, когда чрезмерное увлечение он-лайн играми имело печальные последствия.
  3. Творческая игра «Суд над интернетом». Класс делится на «обвинителей» и «защитников» (во избежание конфликтов учащимся разъясняется, что «обвинители» выступают за разумное использование интернета без ущерба для личности пользователя). Учитель называет ситуации, а команды высказывают положительные и отрицательные стороны (например: общение в Интернете – это хорошо, т.к. позволяет срочно связаться с человеком, который находится далеко, позволяет иметь много друзей… плохо, т.к. очень часто подменяет реальное общение виртуальному, человек может выдавать себя за другого…; психологическое воздействие на человека через Интернет – это хорошо, т.к. при плохом настроении позитивно действуют любимая компьютерная игра, просмотр смешных видео с домашними животными… плохо, если компьютерная игра затягивает на длительное время, вызывает нервные вспышки… и т.д.).
  4. Выполнение заданий темы 3 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  5. Творческая игра «Мудрый филин-психолог». Учащимся необходимо предложить варианты тем, кто хотел бы избавиться от интернет-зависимости. Например для тех, кто:
    • слишком много времени проводит в виртуальном общении с друзьями – вместе с друзьями записаться в секции по интересам, больше времени проводить на доступных интересных мероприятиях;
    • любит смотреть материалы о других странах – заняться фотографией интересных и красивых мест своего родного края;
    • стремится побеждать в он-лайн играх – придумать для себя победы в реальной жизни (заняться спортом, написанием рассказов, рисованием и т.д.);
    • забывает обо всем у компьютера – попросить родителей завести домашнее животное, ответственность за которого будет станет обязанностью; и т.д.
Тема 4. Безопасность работы в Интернете
  1. Провести занятие в виде творческих миниатюр, при которых учащиеся проигрывают различные ситуации по темам:
    • мошенничество в интернете;
    • реклама и спам;
    • опасность обмана в социальных сетях;
    • недопустимость использования сети интернета для угроз;
    • недопустимость использования сети интернета для ложных сообщений об опасности.
  2. Каждое выступление учащихся завершается выводом-правилом безопасности работы в интернете.
  3. Как вариант, данное занятие можно провести в виде конкурса с включением ролей экспертов или жюри. Оценки могут выставлять по разным номинациям: раскрытие темы, артистичность, правильность выводов и т.д.
  4. Выполнение заданий темы 4 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 5. Вред курения
  1. Беседа с учащимися о навязываемом выборе курения.
  2. Игра «Я – личность со своим мнением» – блиц-ответы учащихся на навязчивые предложения закурить.
  3. Встреча с врачом-наркологом по теме наркотической зависимости и вреда, наносимого курением здоровью человека.
  4. Выполнение заданий темы 5 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр мультфильма о вреде курения на выбор: «Тайна едкого дыма», или «Иван Царевич и табакерка», или «Трубка и медведь».
Тема 6. Вред употребления алкоголя
  1. Пословицы про алкоголь и людей, пристрастившихся к нему. Объяснение смысла этих пословиц.
  2. Чтение и размышления над смыслом басни С. Михалкова «В знойный день».

    «Не лучше ли тебе лечь в лужу на дворе,
    Чем изнывать на эдакой жаре?» —
    Так в знойный летний день Коза Свинье сказала.
    «Давно бы я легла, да в луже места мало:
    В ней пьяница лежит. Он каждый выходной
    В неё ложится, выйдя из пивной!»
    Вот так со свиньями роднит себя иной!

  3. Беседа с учащимися о ситуациях, когда имеет место навязывание алкоголя. Как это происходит среди подростков и взрослых? Причины, последствия и способы отказа, которые не будут восприняты как слабость.
  4. Просмотр презентации о вреде, наносимом алкоголем здоровью человека.
  5. Профилактическая беседа участкового милиционера о социальных последствиях злоупотребления алкогольными напитками.
  6. Выполнение заданий темы 6 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  7. Информация учителя о влиянии алкоголя на репродуктивное здоровье человека с использованием плакатов на выбор.
  8. Составление алгоритмов (логических линеек) человека, увлекшегося спиртным, и человека, предпочитающего здоровый образ жизни, выбирая походящие понятия: сомнительная компания, образование, успех, неряшливость, одиночество, счастливая семья, подорванное здоровье… и т.д.
Тема 7. Опасность употребления наркотиков
  1. Просмотр видеоматериала «Влияние наркотиков на здоровье человека».
  2. Обсуждение просмотренного видеоматериала с комментариями и пояснениями учителя.
  3. Беседа с учащимися по темам:
    • действия при навязчивом предложении наркотиков;
    • вред, наносимый наркотиками психологическому и физическому здоровью человека;
    • наркомания как социальные последствия, их опасность для общества;
    • влияние наркомании на репродуктивное здоровье человека.
  4. Выполнение заданий темы 7 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр любого позитивного видеоматериала о жизни людей, ведущих здоровый образ жизни.
  • Минский р-н, г. п. Мачулищи, ул. Молодежная, 35
  • 220006, г. Минск, а/я 173
  • +375 (17) 235-93-99
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.