План-конспект уроков ОБЖ 3 класс

Рабочая тетрадь

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

В процессе обучения рекомендуется использовать учебное пособие: «Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Рабочая тетрадь».

Данное пособие предназначено для оказания помощи учителям при подготовке к урокам по ОБЖ, что оставляет за педагогом право использования данных материалов по своему усмотрению.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Дорожные знаки для пешеходов
  1. Ознакомление учащихся с историей дорожных знаков с использованием презентации по теме.
  2. Беседа учителя с учащимися о роли дорожных знаков в современном уличном движении.
  3. Игра на внимательность: учащимся предлагается вспомнить и нарисовать дорожные знаки, которые они видят по пути в школу. Определить, какие из них предназначаются для пешеходов.
  4. Выполнение заданий 1 и 2 темы 1 раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр «видео слайдов» о группах дорожных знаков (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса), разъяснение, почему они так называются.
  6. Дидактическая игра «Угадай дорожный знак» по стихам Олеси Емельяновой «Стихи про дорожные знаки» .
  7. Просмотр мультфильма про дорожные знаки «Дорожные Знаки Для Детей».
  8. Дидактическая игра «Путаница». На макете дорожные знаки перепутаны. Задание установить их на правильные места.
  9. Выполнение заданий 3 и 4 темы 1 из «Рабочей тетради».
Тема 2. Перекрестки дорог
  1. Беседа учителя с учащимися: разъяснение понятий «перекресток», «виды перекрестков», «регулируемые и нерегулируемые перекрестки».
  2. С помощью Презентации обсуждение правил перехода перекрестков: четырехсторонних; Т-образных; X-образных; Y-образные; круговых.
  3. Просмотр мультфильма «Пешеходная зебра (серия 2)» .
  4. Разъяснение учителя по обозначению перекрестков: дорожные знаки, светофор, дорожная разметка.
  5. Дидактическая игра «Обозначь переход». Учащимся выбрать необходимо на макете или картинке указать перекрестки, обозначить места перехода дорожными знаками, светофорами, дорожной разметкой.
  6. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» «Перекрестки (серия 6)».
  7. Выполнение заданий темы 2 раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  8. Сюжетно-ролевая игра-тренинг «На перекрестке». На свободном месте в классе определяется условный перекресток. Учащиеся по очереди изображают пешеходов, водителей, светофор с кружками красного, желтого и зеленого цветов или регулировщика, в зависимости от изображаемой ситуации, и работника ГАИ, который следит за безопасностью на перекрестке и при нарушениях правил дорожного движения штрафует нарушителей.
  9. Творческое задание: нарисовать свой путь в школу с изображением перекрестков.
Тема 3. Опасные ситуации на дороге
  1. Беседа с учащимися по разъяснению понятия «пешеход».
  2. Дидактическая игра «Кто пешеход?». Для игры используются сюжетные картинки (видео слайды) с изображением человека, идущего по тротуару; человека, переходящего проезжую часть; женщину с ребенком в коляске, взрослого, ведущего за руку ребенка; взрослого, который несет малыша на руках; человек с собакой на поводке; котенка, пробегающего вдоль дома, человек на велосипеде; ребенок на пешеходном переходе, ведущий самокат и т.д.) Детям необходимо назвать тех, кто является пешеходом, а кто – нет, включая животных и малышей (на руках взрослого, в коляске).
  3. Обсуждение с учащимися прав и обязанностей пешеходов.
  4. Работа с карточками, игра «Закончи предложение». Учащимся раздаются карточки по правам и обязанностям пешеходов с предложениями, в которых пропущены слова. На классной доске написаны слова для вставок, из которых учащиеся выбирают подходящие по смыслу. Например: переходить проезжую часть надо… (по пешеходному переходу); перед тем как перейти проезжую часть необходимо остановиться у края … (тротуара); перед тем как перейти проезжую часть необходимо посмотреть сначала… (налево), а потом … (направо) и т.д.
  5. Блиц-опрос учащихся по причинам возникновения опасных для пешеходов, особенно детей, ситуаций при движении по дороге. Дополнение и обобщение ответов учащихся.
  6. «Презентация о фликерах» : что они собой представляют, виды фликеров, где их лучше размещать их роль в предупреждении дорожно-транспортных происшествий.
  7. Чтение сказки Петра Лазанчина «Сказка про фликеры». Обсуждение прочитанного.
  8. Просмотр мультфильма из серии «Робокар Поли. Правила дорожного движения» «Когда случаются аварии (серия 11)» .
  9. Выполнение заданий темы 3 раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  10. Составление правил по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Тема 4. Движение по дорогам вне населенных пунктов
  1. Просмотр видео слайдов на тему «Такие разные дороги» (улицы города, дороги с тротуаром, велодорожкой, обочиной, автомагистрали) с опросом учащихся, есть ли там место для движения пешеходов и где оно. Обсуждение и дополнение учителем ответов учащихся.
  2. Беседа по правилам безопасного поведения на остановках маршрутного транспорта вне населенных пунктов.
  3. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука дорожной безопасности (серия 7)» .
  4. Выполнение задания темы 4 раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  5. Разъяснение учителем правил безопасного поведения на дорогах, которые проходят по территории населенных пунктов в сельской местности с использованием презентации по теме.
  6. Дидактическая игра «Транспорт сельских дорог». Можно провести как командную игру, так и в виде блиц-опроса всех учащихся.
  7. 1-й этап. Из картинок с различными видами транспорта учащиеся выделяют те, которые встречаются в сельской местности: трактор, комбайн, грузовой груженный автомобиль, гужевое транспортное средство (повозка), картофелеуборочная и зерноуборочная машины и т.д.

    2-й этап. Учащимся предлагается назвать: чем эти машины отличаются от обычного автомобиля и почему они могут быть более опасными (большие размеры, сложность маневрирования, у тракториста ограниченный обзор дороги и т.д.), в чем может заключаться особенная опасность гужевого транспорта (недостаточная обученность управляющего лошадью, возможное непредсказуемое поведение животного, неосвещенность сельских дорог и дорог вне населенных пунктов).

  8. Просмотр мультфильма «Свет во тьме». Друзья едут в гости к дедушке на электричке. В темноте им необходимо дойти до деревни. Как им стать заметнее на дороге и не попасть в беду? Конечно, для этого ребятам будут нужны отличные знания правил поведения на дороге вне населенного пункта, а еще – световозвращающие элементы.
Тема 5. Особенности дорожного движения зимой
  1. Беседа с учащимися об особенностях зимних дорог: гололед, скольжение, тормозной путь. Рассмотрение с использованием презентации наиболее типичных для зимнего периода происшествий на дорогах.
  2. Проведение викторины или командного блиц-опроса учащихся по теме. Можно использовать вопросы из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы). /Т. В. Загвоздкина, С. Б. Фатин, Н. Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 32-33.
  3. Творческая задание «Что может произойти?»: анализ изображенных на картинках (видео-слайдах) ситуаций по теме. Может быть несколько вариантов: учащиеся отвечают на вопрос; учащиеся разделяются на группы: одна высказывается предположение, что может произойти, а вторая – как избежать нежелательных последствий.
  4. Разъяснение учителем мер безопасности при движении по зимним дорогам (тротуару, пешеходной дорожке, обочине).
  5. Просмотр мультфильма из серии «Робокар Поли. Правила дорожного движения» «Правила безопасности в снежный день (серия 19)». Обсуждение просмотренного мультфильма с рассмотрением усложняющих элементов: в зимней одежде, поскользнувшись, сложнее удержать равновесие; капюшоны, меховые воротники мешают обзору и ухудшают слышимость, что увеличивает опасность вовремя увидеть и услышать приближающиеся автомобили.
  6. Тренинг «На скользком пути». Дети имитируют переход проезжей части дороги во время снегопада; изображают походку на скользком участке тротуара, пешеходного перехода, дворовой территории; демонстрируют спуск в подземный переход и выход из него по скользким ступенькам.
  7. Беседа с учащимися по мерам безопасности при катании на санках, коньках, лыжах с использованием плакатов по теме.
  8. Выполнение заданий темы 5 раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
Тема 6. Личная безопасность
  1. Разъяснение учителя о необходимости защиты информации при разговоре по телефону: что можно и что нельзя сообщать по телефону знакомым лично, знакомым родителей, незнакомым; кому можно и кому нельзя называть номер домашнего и мобильных телефонов (своих и родителей); следует ли вести долгие разговоры по мобильному телефону, находясь в общественном месте (в транспорте, на улице, местах с массовым пребыванием людей, и о какие меры безопасности необходимо соблюдать в таких случаях.
  2. Сюжетно-ролевая игра-тренинг «У меня зазвонил телефон». Различные варианты телефонных разговоров. При этом учащиеся поочередно изображают: человека, который пытается что-то выведать у своего собеседника; абонент, которому позвонили; остальные учащиеся могут выступать в роли экспертов, указывая на опасные оговорки абонента.
  3. Выполнение заданий темы 6 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
  4. Беседа о действиях при попытке проникновения в дом чужих людей.
  5. Просмотр мультфильма из серии «Новая азбука безопасности» «Что делать, если стучат в дверь?»
  6. Рассказ учителя об общих правилах защиты дома.
  7. Блиц-опрос учащихся по теме защиты дома от преступников. Можно использовать вопросы из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы). /Т. В. Загвоздкина, С. Б. Фатин, Н. Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 101-103.
  8. Составление правил защиты дома.
  9. Игра-тренинг «Ключи от дома – главная защита». Учитель называет варианты хранения ключей, а учащиеся называют приемлем ли такой способ и какие меры безопасности при этом надо соблюдать.
  10. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» на современный лад. Учащиеся проигрывают сюжет сказки с разными вариантами: волк обманул козлят, нашел ключ под ковриком, залез через открытое окно и т.д.
Тема 7. Вызов экстренных служб
  1. Рассказ учителя об истории сообщения в случаях опасности от древних времен до современных средств вызова экстренных служб с использованием презентации по теме. Для ее подготовки можно использовать информацию по теме из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 123-128 (далее – пособие).
  2. Выполнение задания 1, 2 темы 7 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
  3. Дидактическая игра «Выстрой логическую линейку»: на классной доске рисуются несколько линеек с 4-мя пустыми клетками, в которые из перепутанных картинок учащиеся следует разместить картинки по теме. Например: в первой клеточке линейки написано слово «пожар». Учащимся из набора картинок следует подобрать во вторую клеточку картинку с изображением пожара, третью – пожарного, четвертую пожарной машины, пятую – номер телефона. Вторую линейку можно начать со слова «кража», третью – болезнь или травма, четвертую – запах газа. Далее по аналогии. Можно создать несколько линеек на каждую экстренную службу: шарики ртути в подъезде – МЧС, травма – скорая помощь и т.д.
  4. Из пособия: чтение тематической литературы, беседа по содержанию, тематическая разминка, разбор ситуации по теме, тренировочная игра «Сообщи о пожаре» (стр. 128-133).
  5. Просмотр мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила вызова спасателей» «Вызов службы спасения».
  6. Выполнение заданий 3-5 темы 7 из «Рабочей тетради».
  7. Просмотр мультфильма «Телефоны спасательных служб».
  8. Беседа с учащимися о возможных серьезных негативных последствиях ложных вызовов экстренных служб.
  9. Тренинг «Вызов экстренных служб». Участвовать могут по трое учеников: звонивший, «диспетчер» и эксперт, который отмечает правильно ли вели диалог звонивший и «диспетчер».

ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Тема 1. Пожарная безопасность в доме
  1. Беседа о причинах пожаров в домах (квартирах) с использованием плакатов, видео слайдов. Можно использовать информацию по теме из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья.» Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 123-128 (далее – пособие).
  2. Просмотр и обсуждение мультфильма из серии «Смешарики» «Тушение электроприборов. Часть 1» и «Тушение электроприборов. Часть 2».
  3. Выполнение заданий 1, 2 темы 1 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  4. Опрос учащихся: какие плиты у них в доме (газовые или электрические), что они знают об опасностях кухонных плит. Учитель на доске записывает в две колонки названные меры безопасности при пользовании ими. При необходимости дополняет. Обращают внимание, есть общие правила для обоих видов плит. Разбор ситуации, приведенной в пособии на стр.96-97.
  5. Выполнение заданий 3-6 темы 1 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  6. Просмотр мультфильма Пожар в квартире. Азбука безопасности. Или Пожар в квартире - об основных факторах возникновения пожара в квартире, о соблюдении мер пожарной безопасности. Смешарики. Азбука безопасности.
  7. Ситуационная игра «Что делать?» Можно использовать вопросы из пособия «Основы безопасности жизнедеятельности (2-4 классы). /Т. В. Загвоздкина, С. Б. Фатин, Н. Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 71.
  8. Подведение итогов занятия: просмотр видеоурока из серии «Классные часы и ОБЖ» «Возможные опасности и опасные ситуации дома».
Тема 2. Способы самостоятельной эвакуации из квартиры (дома)
  1. Блиц-опрос учащихся о ситуация, при которых необходимо покинуть квартиру (дом) и какие опасности возникают при возникновении пожара в квартире, доме. Обобщение учителем ответов учащихся.
  2. Просмотр презентации и рассказ учителя о способах эвакуации при различных ситуациях (пожар в комнате, в помещении, расположенном возле входной двери и т.д.) и выборе наиболее безопасного пути из опасных помещений.
  3. Беседа с учащимися о путях и способах самостоятельной эвакуации из квартиры (дома).
  4. Просмотр мультфильма из серии «Спасик и его друзья» «Правила при пожаре».
  5. Интерактивная игра «Правила действий в случае пожара» с выбором действующих персонажей и выбором правильных действий в случае возникновения пожара.
  6. Игра-тренинг «Эвакуация из класса». На макете этажа школы или увеличенном плане эвакуации учащиеся показывают наиболее безопасный путь эвакуации при переносе красной фишки («огня») в разные места макета (плана).
  7. Выполнение заданий 1-2 темы 1 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Способы самостоятельной эвакуации из квартиры (дома)» из «Рабочей тетради».
  8. Проведение практической тренировки по эвакуации из класса (школы).
Тема 3. Опасность использования огня и пиротехники при проведении праздников
  1. Рассказ учителя о применении свечей в прошлом и настоящем времени с использованием презентации. Примеры пожаров от зажженных свечей. Можно использовать примеры из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы. /Т. В. Загвоздкина, С. Б. Фатин, Н. Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр.74, и информацию по теме из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 (далее – пособие) – стр. 110.
  2. Дидактическая игра «Подготовка к празднику». Учащимся предлагается назвать предметы, которые могут понадобиться для организации праздника. Учитель записывает названия на школьной доске. Затем следует объяснить может ли каждый и указанных предметов быть опасным и какую опасность он может представлять (острые предметы, электроприборы, кухонные плиты и т.д.). Конечный вариант – праздничные атрибуты Нового года и дня рождения, которые могут стать причиной пожаров, ожогов, травм (свечи, пиротехника).
  3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «Игры с огнем (серия 11) ».
  4. Чтение произведений из раздела «Литературная страничка», беседа по их содержанию, тематическая разминка, анализ ситуации, тематическая игра – пособие, стр. 115-122.
  5. Беседа об опасности пиротехнических изделий. Обсуждение опасности покупки пиротехнических изделий вне официальных магазинов. На что при этом обращать внимание. Просмотр видеоролика МЧС РБ «Пиротехника».
  6. Информация для учащихся о требованиях безопасности при использовании пиротехнических изделий. Просмотр мультфильма «Как Коксик и Зубок запускали петарды». Обсуждение просмотренного.
  7. Выполнение заданий темы 3 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  8. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «Невесёлые петарды (серия 22)».
  9. Беседа с учащимися о применении свечей и пиротехнических изделий в их семье и меры безопасности, которые при этом соблюдаются.
Тема 4. Опасность дыма
  1. Блиц-опрос учащихся. Где можно увидеть дым? (Трубы промышленные предприятий, котельных, ТЭЦ, частных домов, костры, сигареты, выхлопные трубы автомобилей, пожары). Чем опасен дым? (Загрязняет атмосферу, затрудняет дыхание, от задымления при пожаре человек может задохнуться). Можно от картинок с изображением дыма, размещенных на классной доске, нарисовать стрелки к квадратам, в которых вписать какую опасность каждый дым представляет.
  2. Информация-разъяснение учителя об опасности дыма, особенно при пожаре и при топке печей в частных домах и на дачах. Причины появления дыма и угарного газа, которые смертельно опасны для человека.
  3. Чтение и обсуждение рассказа Бориса Житкова «Дым».
  4. Тематическая разминка, разбор и анализ ситуации по теме, ролевая игра «Спаси друга из дыма» из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Т. В. Загвоздкина. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 155–157.
  5. Выполнение заданий темы 4 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  6. Дидактическая игра «Найди ответ». На одной стороне стола находятся карточки с вопросами, на другой – с ответами. Учащимся предлагается открыть карточку с вопросом и затем открывать карточки с ответами, пока не найдут правильные. Можно проводить игру с участием всех учащихся, используя мультимедийную технику и выводя вопросы и ответы на экран. Например: В комнате много дыма. – Пробирайся ползком к выходу. Задымился телевизор. – Отключи, накрой одеялом. Трудно дышать от едкого дыма. – Дыши через мокрую тряпку. Задымилась розетка или проводка. – Отключить электроприбор или электроэнергию в доме.
  7. Тренинг «Найди выход» с использованием макета этажа, где находится класс, или плана эвакуации. Меняя место расположения конуса или иного предмета, обозначающего задымление, учитель моделирует ситуации, при которых учащиеся должны найти наиболее безопасный выход, обращая внимание на меры безопасности, если придется пройти небольшую зону задымления.
Тема 5. Опасность осенних и весенних пожаров
  1. Просмотр видеосюжета о распространении пожара по сухой траве: горящая трава – кустарник – лесной пожар.
  2. Беседа с учащимися о причинах возникновения таких пожаров – умышленное (сжигание мусора, сухой травы, сухих веток и т.д.), неосторожность (брошенный незатушенный окурок или спичка, искра из выхлопной трубы и т.д.), хулиганство (в т. ч. детская шалость) и последствия с нанесение большого материального ущерба.
  3. Информация учителя о крупных пожарах, возникших от выжигания сухой травы: сгорела почти вся деревня Нарчи Щучинского района, апрель 2020 года. Просмотр видеосюжета «Последствия пожара в деревне Нарчи».
  4. Выполнение заданий темы 5 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  5. Деловая игра «Пользу или вред приносят весенние палы». Учащиеся разделяются на группы «пожарные», «зоологи», «ботаники». Каждая группа высказывает свое мнение по весенним палам и объясняет почему. Учитель обобщает и анализирует выводы учащихся. «Пожарные» объясняют сложность тушения таких пожаров; «зоологи» – вред от уничтожения насекомых и животных, которые гибнут при пожаре; «биологи» о потере редких и полезных растений и длительного периода их восстановления.
  6. Презентация об опасности разведения осенью костров для сжигания мусора и сухого картофляника.
  7. Второй этап деловой игры: добавляются группы «медики» и «экологи», которые объяснят опасность для здоровья едкого дыма от сжигания в кострах пластмасс, резины и т.д., и ухудшения экологической обстановки, когда в воздух вместе с дымом от костра поднимаются и разносятся ветром на большие расстояния опасные ядовитые вещества.
  8. Творческое задание: нарисовать плакат-призыв не проводить весенние палы и сжигание осенью мусора и сухих веток.
  9. Просмотр видеоролика МЧС РБ «Выжигание сухой травы».
Тема 6. Автономные пожарные извещатели
  1. Встреча с работником районного отдела по чрезвычайным ситуациям, который расскажет о назначении АПИ, действиях в случае их срабатывания, приведет примеры.
  2. Выполнение заданий темы 5 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность» из «Рабочей тетради».
  3. Просмотр видеоролика МЧС РБ «Автономный пожарный извещатель».

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Безопасное поведение во дворе. Места особой опасности
  1. Беседа с учащимися на тему: наиболее безопасное время для прогулок и правила поведения вне дома в вечернее время.
  2. Чтение отрывка из сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» о том, как лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино, чтобы забрать у него пять золотых монет. Беседа по прочитанному. Рассмотрение и анализ ситуации из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности: Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Т. В. Загвоздкина. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 83-87.
  3. Обсуждение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
  4. Просмотр мультфильма из серии «Уроки осторожности тетушки Совы» «Незнакомцы (серия 8)».
  5. Беседа с учащимися о возможном несовпадении приятной внешности и недобрых намерений.
  6. Психологический тренинг с использованием аудио- и видеотехники, иной наглядности для обращения внимания учащихся на интонацию, выражение глаз и мимику людей. Рассматривание портретов, фотоснимков или кадров из кинофильмов для определения психологического состояния изображенного человека (радость, гнев, страх, высокомерие, льстивость, доброжелательность, хитрость и т.д.).
  7. Просмотр мультфильма студии «Лукоморье Пикчерз» «Незнакомец».
  8. Информация учителя о возможной опасности бесхозных и подозрительных предметов.
  9. Тренинг «Сообщение о бесхозных и подозрительных предметах»: учащиеся попарно – один предлагает ситуацию с нахождением подозрительного предмета, второй поясняет, как следует поступить в такой ситуации.
  10. Выполнение заданий 2 и 3 темы 1 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Природа и человек
  1. Просмотр видеоматериала о природе: лес, птицы, дикие животные, родник, цветущие деревья, луг с полевыми цветами и т.д.
  2. Отгадывание кроссворда (желательно, чтобы в нем были слова из просмотренного видеоматериала), в выделенных клеточках которого (по вертикали или горизонтали) должно получиться слово «природа».
  3. Информация учителя о природном окружении – объекты живой и неживой природы, их признаки.
  4. Дидактическая игра с использованием видеоматериалов «Знаток природы». Учащимся предлагается разгадать загадки. При правильном ответе учитель выводит на экран изображения. Если это объект живой природы – учащиеся машут поднятыми вверх руками, если неживой – учащиеся сидят молча.
  5. Просмотр мультфильма из серии «Спасик и его друзья» «Правила поведения на природе». Анализ просмотренного мультфильма, выводы.
  6. Просмотр мультфильма из серии «Волшебная книга МЧС» «Заблудился в лесу».
  7. Просмотр видеоматериалов о ядовитых змеях и опасных насекомых: осах, пчелах, шершнях, шмелях, клещах, муравьях, комаров. После каждого видеоматериала – обсуждение (где обитают, как следует поступить, чтобы не спровоцировать их нападение, меры защиты от них).
  8. Выполнение заданий темы 2 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Опасные животные
  1. Дидактическая игра «Знакомые животные». Учитель на классной доске чертит таблицу, включающую графы: домашние животные, домашний скота, бродячие животные, дикие животные. Учащиеся называют виды животные и в какую графу их следует вписать.
  2. Информация по теме, рассказ, беседа по прочитанному, тематическая разминка, ситуация и анализ ситуации, игра-имитация «Мир животных» из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности: Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Т. В. Загвоздкина. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 173-187.
  3. Чтение стихотворения Юнны Мориц «Огромный собачий секрет» и Алексея Дмитриева «Бездомная кошка». Обсуждение прочитанного.
  4. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы». «Бродячие животные (серия 4)».
  5. Распределение учащихся по группам с учетом наличия в их семье (семье родственников или знакомых, у которых они часто бывают) домашних питомцев. Например: кошки, собаки, попугаи и т.д. Те учащиеся, у которых нет домашних животных, выбирают любой вид животных (домашний скот, дворовые коты, уличные птицы и т.п.), за которыми они наблюдали или о которых они имеют информацию (любят смотреть по телевизору, компьютеру). Каждая группа, дополняя друг друга рассказывают о повадках животных и в каких случаях они могут напасть на человека (сильно поцарапать, укусить, клюнуть), действия в случае нападения животных, оказание помощи в случае получения травм.
  6. Беседа об опасных насекомых.
  7. Дидактическая игра «Как поступить если…»: ужалила пчела или оса, обнаружен на теле клещ, покусали комары и т.д.
  8. Просмотр мультфильма из серии «Волшебная книга МЧС» «Опасные насекомые».
  9. Выполнение заданий темы 3 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 4. Опасные погодные явления
  1. Блиц-опрос учащихся об опасных явлениях природы с использованием видеоматериалов: гроза, туман, град, снегопад. Загадки по теме.
  2. Просмотр видеоматериала – стихотворение Весенняя гроза (Фёдор Тютчев), где говорящий кот Рыжик рассказывает стихи и поёт песенки о весне. Весенняя гроза (Фёдор Тютчев) Детский видеоканал Cat Ginger. Беседа с учащимися о грозе, как опасном явлении природы.
  3. Чтение рассказа Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Обсуждение прочитанного.
  4. Беседа по признакам грозы с использованием картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и И. Шишкина «Перед грозой».
  5. Просмотр мультфильмов из серии «Мусти» «Летняя гроза» или из серии «Профессор Почемушкин» «Гром (Серия 4)».
  6. Составление алгоритма действий при появлении признаков грозы при нахождении в разных местах: на улице населенного пункта, в лесу, у водоема (в помощь учащимся можно использовать серию картинок последовательности действий) или предложить разместить картинки в правильной последовательности.
  7. Просмотр мультфильма «Ежик в тумане». Обсуждение опасности тумана, особенно при переходе проезжей части.
  8. Рассказ учителя: что такое град и в чем его опасность. Презентация по теме «Природное явление – град».
  9. Просмотр видеоматериалов о сильном снегопаде и его последствиях.
  10. Беседа о мерах безопасности во время сильных снегопадов для тех, кто находится в частных домах населенных пунктов, кого снегопад застал в пути, необходимость уточнения прогноза погоды перед совершением лыжных прогулок.
  11. Выполнение заданий темы 4 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 5. Опасный газ
  1. Информация учителя по истории использования газа людьми, начиная с 1819 года, когда в Санкт-Петербурге появились первые газовые фонари.
  2. Беседа с учащимися по теме «Газ полезный и опасный».
  3. Тематическая игра «Проведи газ в дом»: учащимся необходимо выбрать нужное и расставить в нужном порядке поступление газа в дома (газовая плита, торт, газораспределительная станция, пила, баллон, пакет, кисть, вентиль, газовая труба, каска, газопровод, ноты, магистральный трубопровод, книга, учебник, диспетчер газовой службы).
  4. Разъяснение учащимся (с помощью наглядных пособий и видеоматериалов) правил по безопасному пользованию газовым оборудованием: газовыми плитами, газовыми котлами, колонками, баллонами.
  5. Дидактическая игра «Разрешается, запрещается»: учащиеся рассматривают картинки или видеокадры (лучше парных) с изображением правильных и опасных действий людей при эксплуатации газового оборудования.
  6. Просмотр мультфильма из серии «Уроки осторожности тетушки Совы» «Бытовые приборы (серия 1)».
  7. Составление правил пользования газовой плитой.
  8. Просмотр и обсуждение презентации по действиям в случае обнаружения утечки газа.
  9. Тренинг «Вызов аварийной газовой службы». Правильное поведение в случае необходимости вызова аварийной газовой службы: не зажигать спички, не пользоваться электроприборами и даже выключателем, выход из опасного помещения, набор номера телефона 104 (можно с закрытыми глазами), текст сообщения.
  10. Просмотр мультфильма из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Газ (серия 1)».
  11. Выполнение заданий темы 5 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 6. Безопасность на воде
  1. Разгадывание загадок, отгадками которых должны быть: дождь, град, роса, туман, снег, иней, лед, пар, радуга, ручеек, река, озеро, море, океан. Вопрос учащимся: что общего у этих загадок? Подведение итогов – все загадки связаны с водой.
  2. Игра «Способы переправы». Работа с рисунками или выводом изображений на экран. К изображению небольшой речушки, реки в городе, большой реки, озера, моря необходимо выбрать соответствующее изображение, которое поможет пересечь водную преграду – картинки с изображением маленького деревянного мостика, моста через реку в городе, лодку, катер, морской лайнер. Скопированные картинки переносятся на картинку с изображением водоема.
  3. Информация учителя о роли воды в жизни человека: необходимость и опасность. Можно использовать информацию из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности: Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Т. В. Загвоздкина. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 241-246.
  4. Легенды и мифы о болотах. Беседа об опасности болот. Картины И. Шишкина «Болото. Журавли», Ф. Васильева «Болото в лесу. Осень», А. Саврасова «Закат над болотом», Е. Волкова «Болото осенью» и другие на выбор.
  5. Блиц-опрос учащихся об опасности замерзших водоемов. Обобщение ответов и информация учителя об опасности перехода по льду водоемов с использованием презентации о признаках тонкого и опасного льда.
  6. Выполнение заданий темы 6 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  7. Просмотр мультфильма из серии Смешарики – Азбука безопасности «На тонком льду (серия 21) ».
  8. Чтение «Сказки о нефтяной рыбке» (авторы А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурников) и беседа по ее содержанию.
Тема 7. Отдых у водоёма
  1. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «За бортом (серия 9)».
  2. Рассказ учителя про историю создания и деятельности Общества спасения на водах.
  3. Просмотр презентации «Основные спасательные средства и способы самоспасения на воде» с пояснениями учителя.
  4. Командная игра «Отдых у водоема». Учащиеся распределяются на команды. Каждая команда получает задание: что следует уточнить (погоду) и взять на пляж; как выбрать места отдыха у водоема; безопасное поведение на пляже, безопасное поведение в воде.
  5. Разбор ситуаций по теме. Как пример можно использовать информацию из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности: Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья». Т. В. Загвоздкина. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 248-249.
  6. Просмотр мультфильма из серии «Уроки осторожности тетушки Совы» «Водоёмы (серия 13)».
  7. Беседа с учащимися об опасности солнечного удара и мерах по его недопущению.
  8. Блиц-опрос учащихся по вопросам опасности купания в неположенном месте, водоеме с предупреждающим знаком «Купание запрещено», продолжительности купания, температуре воды, недопустимости шалостей в воде.
  9. Составление совместно с учащимися правил безопасности во время отдыха у водоема в летний период.
  10. Выполнение заданий темы 7 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  11. Сюжетно-ролевая игра «Пингвины» из пособия для учителей, указанного в п.5 этой же темы.
Тема 8. Первая помощь при солнечных ожогах, солнечных и тепловых ударах
  1. Просмотр видеосюжета о солнечном летнем дне. Рассуждения учащихся: нравится ли им лето, жаркая погода, их любимое занятие летом.
  2. Творческое задание: нарисовать летний день. Отметить, что на рисунках многие (или все) изобразили солнце. Блиц-опрос учащихся на тему "какая польза от солнца".
  3. Беседа с учащимися после рассматривания плаката (из интернета один или несколько на выбор) об опасности солнечных ожогов, солнечных и тепловых ударов. Подготовка на классной доске таблицы с картинками (или надписью):

    Причины Меры предупреждения Первая помощь
    Солнечный ожог
    Солнечный удар
    Тепловой удар
  4. Чтение и анализ стихотворения С. Михалкова «Как девочка Таня загорала». Обсуждение и заполнение соответствующих строк таблицы.
  5. Просмотр фрагмента из мультфильма «Ну, погоди!»(выпуск №16 с 00:05 до 01:18). Обсуждение и заполнение соответствующих строк таблицы.
  6. Просмотр презентации о тепловом ударе. Обсуждение и заполнение соответствующих строк таблицы.
  7. Выполнение заданий темы 8 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  8. Викторина по правилам поведения в жаркую погоду у водоемов.
  9. Дидактическая игра «Выбери одежду, головные уборы и обувь для жаркой погоды» из картинок или видеослайдов с изображением головных уборов, одежды и обуви для различных пор года.
  10. Блиц-опрос о жажде и ее утолении в жаркий день. Подведение итогов по ответам учащихся.
Тема 9. Первая помощь при обморожении и переохлаждении
  1. Просмотр видеоматериала о зимней погоде: вьюга, пурга, сильный снегопад, солнечная морозная. Блиц-опрос учащихся, в чем опасность для человека по каждому сюжету.
  2. Информация учителя по случаям обморожения.
  3. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Два мороза».
  4. Беседа по мерам профилактики. Разъяснение учащимся об опасности касания в мороз железных предметов языком, губами, голыми руками.
  5. Дидактическая игра «Помоги выбрать одежду». Из картинок с изображением одежды выбрать подходящую для мальчиков и девочек в морозную погоду (чтобы не замерзнуть) и если температура около 3-5 градусов мороза (чтобы не перегреваться и снимать шапку и распахивать верхнюю одежду. Обсудить разные ситуации с учетом куда человек собирается и как долго он будет находиться на улице).
  6. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «Как не замёрзнуть в холода (серия 18)».
  7. Просмотр презентации по теме «Меры помощи при обморожении и переохлаждении».
  8. Выполнение заданий темы 9 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  9. Закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года с помощью дидактической игры «Кто поступает неправильно?», анализируя картинки с различными ситуациями в морозный день.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Тема 1. Гигиена дыхания
  1. Беседа с учащимися о дыхании, как необходимой потребности жизни живых существ. Обсуждение значения фразеологизма «Это нам нужно как воздух», утверждения «Дыхание – это жизнь», устоявшейся фразы «чистый воздух».
  2. Презентация «Значение чистого воздуха для здоровья человека».
  3. Дидактическая игра «Где воздух чище?» – сравнение изображений, например: парк, завод возле реки, лес, беседка возле дороги, база отдыха на побережье, задымление от костра, в котором сжигают мусор, сухой картофляник, опавшие листья, и т.п.
  4. Заполнение таблицы:
    Причины загрязнения воздуха Мероприятия по поддержанию чистоты воздуха
    в атмосфере в квартире в атмосфере в квартире
           
           
  5. Выполнение заданий темы 1 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Вред курения, зависимость от курения. Пассивное курение
  1. Просмотр видеоматериала о вреде курения (мультфильмы «Валентин и курение», «Иван Царевич и табакерка»)».
  2. Проведение опыта: в крышке бутылки сделать отверстие. Туда вставить трубку, в один конец трубки – вату, в другой – зажженную сигарету. Затем надавливать на бутылку, изображая дыхание. Итог: вата загрязнена, на стенках бутылки – тонкий слой налета. Обсуждение проведенного опыта.
  3. Чтение и обсуждение притчи о вреде курения.
  4. В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком. Мудрец подошел к ним и сказал: — У табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым. Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему. Мудрец сказал: — У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости. Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться.

  5. Выполнение заданий темы 2 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  6. Групповая игра «Поиск истины». Учащиеся разделяются на три группы, каждой из которых дается задание: доказать опасность зависимости от курения (группа 1), пассивного курения (группа 2); электронных сигарет (группа 3).
Тема 3. Действия в случае отравления
  1. Беседа с учащимися о лекарствах и их значении для здоровья.
  2. Просмотр мультфильма из серии «Уроки осторожности Тетушки Совы «Лекарства (серия 7)».
  3. Изучение содержания лекарственных препаратов в аптечке. Обсуждение с учащимися имеющихся лекарств в аптечках (домашней, походной, автомобильной).
  4. Блиц-опрос учащихся по правилам хранения лекарств в домашних условиях.
  5. Просмотр мультфильма из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Почему нельзя есть лекарства без спроса».
  6. Дидактическая игра «Рыба здоровья». Учитель рисует на доске треугольник (голову рыбы), записывает туда проблему (лекарства), проводит горизонтальную линию - скелет, от нее вверху и внизу линии под 45 град. Вверху записываются польза лекарств (болезнь, профилактика, обезболивание и т.д.); внизу – вред здоровью из-за неправильного использования лекарств (без предписания врача, передозировка, самостоятельное лечение и т.д.); хвост – выводы.
    Рыба здоровья
  7. Просмотр с комментариями учителя презентации о признаках отравления ядовитыми растениями, грибами и оказанию первой помощи.
  8. Выполнение заданий темы 3 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  9. Просмотр обучающего фильма «Первая помощь при отравлении грибамиили».
Тема. 4. Профилактика травматизма. Действия при травмах
  1. Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», разбор ситуаций, в результате которых зверям пришлось обратиться к врачу. Лучше выбрать сказку в прозе с картинками, которые можно вывести на экран, – там больше случаев и она рассчитана на более поздний возраст, чем сказка в стихах.
  2. Беседа учителя по разъяснению учащимся понятия «травма». Бытовой травматизм.
  3. Игра «Поиск истины». Учащихся можно разделить на три группы. Учитель загадывает загадки о бытовых приборах и предметах быта – учащиеся первой группы разгадывают, второй – объясняют какие травмы можно получить, если не соблюдать меры безопасности; третьей – предлагают, как предотвратить травмы. После каждой загадки группа получает новое задание: отгадывает вторая, объясняет третья, предупредительные меры озвучивает первая и т.д.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Мне травмы не нужны». Учащиеся (поочередно или попарно) предлагают какую-либо игру во дворе. Другие же должны согласиться участвовать в этой игре или нет, объясняя, насколько она травмоопасна.
  5. Практическое занятие, которое проводит медицинский работник школы, демонстрируя действия при травмах (порезах, ожогах и т.д.), способы остановки кровотечения из носа.
  6. Творческое задание «Составь памятку безопасности». Учащимся предлагается назвать меры по предупреждению травматизма по следующим темам: «Чтобы избежать травм… в доме, во дворе летом, во дворе зимой, у водоема, в школе, во время спортивных игр, на дороге, в лесу … следует… Отвечать можно, дополняя друг друга, или провести занятие в виде командной игры.
  7. Выполнение заданий темы 4 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  8. Рассказы детей о случаях травматизма, случившихся с ними или их близкими: причины, последствия, выводы.
Тема 5. Видеопродукция и здоровье
  1. Информация учителя об истории мультфильмов (лучше в сопровождении с презентацией или отрывками из мультипликационной продукции). Работа режиссеров над их созданием (можно на примере одного из известных советских мультфильмов).
  2. Рассказ о пользе мультфильмов в познавательном, воспитательном и обучающем смысле, а также о «вредных» мультфильмах, которые пропагандируют зло и после просмотра которых настроение ухудшается, возникают ссоры с родителями, друзьями.
  3. Беседа с учащимися о любимых мультфильмах: название, почему они нравятся больше других, чему они учат, какое настроение после просмотра.
  4. Выполнение заданий темы 5 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр и анализ наиболее популярных мультфильмов по выбору.

ПЛАН-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ОБЖ

  • Минский р-н, г. п. Мачулищи, ул. Молодежная, 35
  • 220006, г. Минск, а/я 173
  • +375 (17) 235-93-99
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
  • Связь с издательством