План-конспект уроков ОБЖ 4 класс

Рабочая тетрадь

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

В процессе обучения рекомендуется использовать учебное пособие: «Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс. Рабочая тетрадь».

Данное пособие предназначено для оказания помощи учителям при подготовке к урокам по ОБЖ, что оставляет за педагогом право использования данных материалов по своему усмотрению.

ЛИЧНАЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Дорога в школу и новые маршруты
  1. Просмотр видеоматериала о своем районе.
  2. Беседа с учащимися о важности соблюдения правил дорожного движения.
  3. Блиц-опрос учащихся на тему, какие правила дорожного движения следует выполнять, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий по пути в школу и обратно.
  4. Психологический аспект, который может повлиять на безопасность на дороге (невнимательность из-за плохого или радостного настроения, отвлеченности на телефон, задумчивость и т.д.).
  5. Работа с макетом или план-схемой района, где расположена школа и жилых домов, где проживают учащиеся с отражением там улиц и транспортных остановок. Учащимся предлагается назвать наиболее опасные места, где следует быть особенно внимательными.
  6. Разбор ситуаций (какие меры безопасности следует помнить и т.д.):
    • ребенок в наушниках не слышит предупреждающих сигналов автомобиля;
    • на светофоре включился зеленый, но машина, не снижая скорости, продолжает движение к пешеходному переходу;
    • учащийся ночевал у бабушки и в школу ему самому предстоит добираться новым маршрутом.
  7. Выполнение заданий темы 1 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради»
Тема 2. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров, участвующих в дорожном движении
  1. Встреча с работником Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь, который проведет беседу с использованием видеоматериалов по следующим вопросам: основные обязанности работников ГАИ, соблюдение ПДД пешеходами и пассажирами – необходимое условие обеспечения безопасности дорожного движения; причины дорожно-транспортного травматизма.
  2. Творческое задание: составление рассказа (можно устного) о дорожной ситуации с использованием макета или план-схемы района, где расположена школа (из занятия «Дорога в школу и новые маршруты) по темам: «Какие правила для пешехода помогают мне безопасно переходить дорогу», «Что помогает пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?» и т.д.
  3. Дидактическая игра с использованием видеослайдов района проживания и школы «Назови особенности движения транспортных средств и пешеходов» – переходы улиц, движение общественного транспорта и его остановочные пункты, строительные объекты, безопасное поведение на улице и т.д.
  4. Рассказ учителя (с использованием видеоматериалов) о необходимости соблюдения правил движения при катании на самокатах, роликах, велосипеде, зимой на санках, лыжах, салазках, ледянках.
  5. Игра-размышлялка «Мудрый филин». Учащимся предлагается сделать вывод: чему учат произведения художественной литературы (И. Лашкевич «Светофор», С. Волкова «Про правила дорожного движения», О. Бедарев «Азбука безопасности», Н. Кончаловская «Самокат», Я. Пишумов (стихотворения по теме на выбор)).
  6. Дидактическая игра «Копилка мудрости» из слов, написанных в произвольном порядке, на учебной доске или экране записать: КОРОЧЕ ТОЛЬКО ТОТ ПУТЬ, КОТОРЫЙ БЕЗОПАСЕН.
  7. Презентация с комментариями учителя по основным правилам поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве: при следовании с родителями, в группах, самостоятельно, в легковом автомобиле, на мотоцикле.
  8. Выполнение заданий темы 2 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Водитель и пассажиры, участвующие в дорожном движении
  1. Информация учителя о правильном поведении в салоне общественного транспорта и опасности отвлечения водителя во время движения.
  2. Конкурс знатоков: учащимся предлагаются различные ситуации поведения пассажиров в салоне транспортных средств, написанные на учебной доске или использовать видеослайды. Учащиеся должны определить, на каких из них изображено правильное поведение, а на каких – с нарушением правил безопасности. Правильность ответов может определяться назначенными учащихся-экспертами и при необходимости комментироваться учителем.
  3. Просмотр и обсуждение отрывков из художественного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» («Напарник» – суматоха в салоне автобуса, «Наваждение» – посадка в автобус; «Женатый холостяк» – кот в давке съедает рыбу из свисающей над ним сетки-авоськи).
  4. Выполнение заданий темы 3 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
  5. Творческий конкурс «Поведение пассажиров в салоне транспортного средства». Стулья выстраиваются в два ряда с проходам в центре (салон автобуса) и один стул – «место водителя». Учащимся предлагается разыграть различные ситуации с различными участниками (пенсионеры, учащиеся, студенты, рабочие и т.д.). Например, кто-то решает купить у водителя талончик на проезд во время движения; пенсионер ставить корзинку с продуктами в переходе между сиденьями; студент в поисках информации на телефоне не держится за поручень во время движения транспорта и т.д. Учащиеся делятся на группы, выступающие по очереди, и придумывают какую-либо ситуацию в салоне транспорта и распределяют роли. В жюри входят учитель и учащиеся, которые не задействованы в игре. Они выставляют общую оценку за разыгранные сценки.
  6. Блиц-опрос учащихся по действия в случае возникновения нестандартной или потенциально опасной ситуации в салоне транспорт. Например: вещи без хозяина, появление дыма или запаха гари, резкое торможение, поломка транспорта, ДТП и т.п.
Тема 4. Безопасное поведение на железной дороге
  1. Игра на внимательность «Необычная дорога»: рассматривая парные слайды (железная дорога и автомобильная; перрон и остановка маршрутного транспорта) отметить особенности железной дороги.
  2. Презентация по истории железнодорожного транспорта.
  3. Беседа с учащимися (с использованием плакатов или слайдов): железнодорожные переезды, дорожные знаки, сигналы светофора и их значение возле железнодорожных переездов.
  4. Викторина «Железная дорога», включающая вопросы и варианты ответов. какие бывают поезда (пассажирские, грузовые, пожарные, зимние); где можно переходить железнодорожное полотно (где удобно, по пешеходным мостам, тоннелям; по железнодорожным переездом при поднятом шлагбауме и разрешающих сигналах светофоров; по настилам в местах, где установлены указатели «Переход через пути» и т.д.)
  5. Обсуждение содержания плакатов о мерах безопасности на железной дороге (подборка тематических плакатов на сайте Белорусской железной дороги).
  6. Интеллектуальная командная игра «Мудрый филин»: каждой команде учащихся предлагается разгадать загадку и назвать меры безопасности.

    Мимо рощи, мимо яра
    Мчит без дыма и без пара
    Паровозова сестричка.
    Кто такая? (Электричка)

    Он на вокзале есть всегда
    К нему приходят поезда.
    Двойное «р» содержит он
    И называется… (Перрон)

    Я зашел в зеленый дом
    И недолго пробыл в нем.
    Оказался этот дом
    Быстро в городе другом. (Вагон)

    В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит. (Поезд)

  7. Беседа-размышление о правилах безопасного поведения в метрополитене.
  8. Выполнение заданий темы 4 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 5. Конфликт как источник опасности
  1. Просмотр мультфильма «Два козлика» или анимационного фильма «Мост». Анализ учащимися конфликтной ситуации и их варианты решения конфликта мирным путем.
  2. Работа по созданию в классе климата доброжелательности, доверия, открытости: беседа с учащимися по речевым конфликтам (обзывание, передразнивание, обидные шутки и т.д.). Пути и способы их разрешения.
  3. Чтение стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера. Разбор изложенной в стихотворении конфликтной ситуации. Поведение учащихся к выводу – во избежание конфликтов следует: не употреблять обидный слов; не отвечать на обидные слова тем же; допускать, что обидчик может не дает адекватную оценку своим действиям.

  4. Творческое задание: составить кратный рассказ по рисункам про осликов и сделать вывод.
  5. Просмотр и обсуждение мультфильма из по произведению Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (или отрывков сцена птичьего двора – гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, но позже он превратился в прекрасного лебедя). Мораль – следует быть добрее друг к другу, не высмеивать кого-либо за то, что он отличается (молчалив, его семья беднее, не может или не хочет участвовать в каком-либо мероприятии и т.п.). Возможно, у него имеются иные достоинства и интересы, о которых вы не знаете.
  6. Проведение тематической разминки, тематической сюжетно-ролевой игры «Мир миров», рассмотрение конфликтной ситуации с отображением ошибок взрослых и детей из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 238-240.
  7. Выполнение заданий темы 5 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 6. Безопасность работы в интернете
  1. Беседа учителя о наличии интернета в домашнем компьютере: у кого подключен интернет; кто в семье им пользуется; какие сайты просматривают учащиеся, для чего чаще используется домашний интернет (для поиска нужной информации или для развлечений) и т.д.
  2. Просмотр мультфильма о безопасности в интернете по мотивам сказки «Колобок» из серии «Безопасный Интернет».
  3. Игра «Согласен, не согласен. Почему?». Учащиеся выбирают нужный вариант к приведенным ниже утверждениям и объясняют почему они так считают:
    • Чем больше ты расскажешь о себе в Интернете, тем больше друзей у тебя появится.
    • Если тебя оскорбят в Интернете, ты расскажешь об этом родителям.
    • Антивирус необходим для защиты компьютера от интернет мошенников.
    • Можно пользоваться информацией о своих друзьях в Интернете без их согласия и размещать их фотографии и данные у себя на страничке.
    • Нельзя сообщать о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
    • Опасно встречаться с кем-либо, кого знаешь только по Интернету, без разрешения родителей.
    • Можно пересылать по Интернету свои фотографии родственникам, с которыми общается ваша семья.
  4. Составление памятки по безопасности в интернете: учитель приводит примеры ситуаций, из которых учащиеся делают вывод-правило. Например: к дню рождения мамы мальчик набрал в поисковике интернета слово «подарок для мамы», выбрал понравившийся ему, который нужно оплатить с телефона и отправил смс! Но никакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги! Правило 1. Обман и мошенничество.

    Аналогично подобрать ситуации и записать:

    • Правило 2. Криминальные сюрпризы-выигрыши (лохотрон).
    • Правило 3. Опасность предоставления личной информации.
    • Правило 4. Неизвестные друзья в интернете. Встреча с незнакомцами. (Чей ник? Чьё фото?)
    • Правило 5. Вирусы.
    • Правило 6. За помощью к взрослым.
    • Правило 7. Осторожность при скачивании информации.
  5. Викторина по мерам безопасности в интернете (можно командно).
  6. Выполнение заданий темы 6 раздела «Личная и коллективная безопасность» из «Рабочей тетради».

ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Тема 1. Правила пожарной безопасности в учреждении образования
  1. Ознакомление учащихся с огнетушителями, пожарным оборудованием и инвентарем, их назначение и правила пользования ими – с использованием соответствующих плакатов, слайдов, учебных фильмов.
  2. Викторина по действиям учащихся при обнаружении задымления, возгорания, пожара.
  3. Какими будут твои действия, если спустившись с третьего на второй этаж школы, ты увидел там несильное задымление и почувствовал запах гари? Твои действия:
    • прикроешь нос и рот полой пиджака или иной доступной тканью, быстро спустишься на первый этаж и выбежишь из школы;
    • побежишь на второй этаж, чтобы раскрыть там все доступные окна и проветрить;
    • найдешь преподавателя военной подготовки, чтобы взять противогаз;
    • поднимешься на третий этаж и, если туда не проникает дым, станешь у окна;
    • сообщишь о задымлении по мобильному телефону классному руководителю (другим работникам школы).
    Что ты бы сделал, обнаружив возгорание в гардеробе школы:
    • схватил свою куртку и выбежал из школы;
    • сообщил дежурной на первом этаже;
    • побежал в учительскую, чтобы сообщить о пожаре;
    • вызвал подразделения по чрезвычайным ситуациям;
    • побежал по классам, расположенным на первом этаже с криком: «Пожар!»;
    • ушел домой, оставив куртку, чтобы не заходить в «опасную зону»;
    • рассказал о происшедшем первому встреченному работнику школы;
    • вышел на улицу, чтобы встретить работников подразделений по чрезвычайным ситуациям, чтобы рассказать им где обнаружено возгорание;
    • сообщил по мобильному своим друзьям-одноклассникам, чтобы они быстрее бежали в гардероб и забрали свои куртки.
    Добавить аналогичные варианты по теме.
  4. Беседа с учащимися о мерах по предупреждению отравления дымом или получения ожогов с использованием видеоматериалов и практической отработкой защиты с помощью имеющихся подручных средств.
  5. Работа с планами эвакуации: на увеличенном плане эвакуации (макете) этажа школы, на котором находится учебный класс, с помощью красной фишки (огонь) и серой (дым), предложить учащимся показать наиболее безопасный путь эвакуации из опасного места. Фишки можно заменить склеенными бумажными фигурками, а «огонь» и «дым» перемещать, создавая различные варианты заданий.
  6. Экскурсия по школе с целью отметить расположение имеющихся огнетушителей, пожарного оборудования и инвентаря, планов эвакуации.
  7. Выполнение заданий темы 1 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
Тема 2. Опасность горючих и воспламеняющихся жидкостей
  1. Беседа с учащимися о легковоспламеняющихся и горючих жидкостях, используемых в быту. Можно использовать материалы из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 216-224 (информация для учителя, литературное произведение, творческая разминка, разбор ситуации, тематическая игра «Горит, вспыхивает, взрывается»).
  2. Игра «Четвертый лишний». Учащимся предлагается определить лишнее слово и объяснить свой выбор. Например:
    • Вода, чай, кофе, бензин.
    • Скипидар, керосин, нефть, вода.
    • Лак, лед, краска, спирт.
    • Песок, газета, сено, промасленная тряпка.
  3. Проведение (при условии возможности обеспечения мер безопасности), опыта для сравнения: как горит сухой кусочек ткани, мокрый и пропитанный ЛВЖ и ГЖ.
  4. Дидактическая игра «Раздели по группам» с использованием видеоматериалов с изображением различных жидкостей, которые учащиеся должны определить к какой группе они относятся: легковоспламеняющиеся, горючие, пожаробезопасные (негорючие и невоспламеняющиеся) и определить места их безопасного хранения.
  5. Предупреждающие знаки на упаковках продукции ЛВЖ и ГЖ.
  6. Разъяснение учащимся необходимых мер предосторожности при хранении и использовании ЛВЖ и ГЖ с использованием наглядной продукции (видеоматериалы, плакаты, памятки и т.д.).
  7. Презентация по действиям в случае возгорания горючих и воспламеняющихся жидкостей.
  8. Устная игра «Объясни». Учащимся предлагается найти ответы на вопросы:
    • Какие вы знаете горючие жидкости?
    • Относится ли вода к легковоспламеняющимся или горючим жидкостям?
    • Что тушат водой?
    • Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?
    • Чем можно потушить возгорание ЛВЖ?
    • Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне?
    • В чем опасность хранения на балконе горючих веществ?
    • Где нужно хранить легковоспламеняющиеся вещества?
  9. Выполнение заданий темы 2 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Пожары от электроприборов и электрооборудования
  1. Разгадывание загадок про электроприборы. Обобщить, что общее в отгадках, что все приборы относятся к электрическим.
  2. Беседа о важном значении электричества в жизни современных людей.
  3. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Электричество (серия 3) ».
  4. Рассказ учителя об истории электричества, как ученые научились использовать его во благо людям.
  5. Презентация про электрооборудование «Путь электричества в наши дома». Можно использовать информацию, литературное произведение и беседа по нему, творческую разминку, ситуацию и ее анализ, тематическую разминку и игру «Инопланетяне» из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 206-216.
  6. Просмотр мультфильма из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Осторожно! Электричество!».
  7. Разъяснение учителем с использованием тематических плакатов причин пожаров от электроприборов и электрооборудования: неисправность, замыкание, перегрузка, короткое замыкание, пожароопасное состояние розеток и электроприборов. Действия в случае появления дыма, искрения, возгорания электропроводки или электроприборов. Просмотр мультфильма из серии «Фиксики и безопасность» «Короткое замыкание».
  8. Ситуационная игра «Не допустить пожара». Игра с картинками может проводиться командно. Например, картинка утюг – учащиеся должны ответить: что может стать причиной возгорания; как действовать, чтобы не допустить пожара. Или составляется таблица – картинка с изображением тройника, в который включено несколько электроприборов с большим потреблением электроэнергии (пылесос, холодильник, микроволновка и т.д.).
  9. Выполнение заданий темы 3 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
Тема 4. Тушение возгораний в начальной стадии
  1. Беседа с учащимися о важности тушения возгорания в начальной стадии.
  2. Просмотр видеоряда в обратном временном порядке. Например: дом в огне – пожар в комнате – возгорание одежды под находящимся на ней включенным утюгом – девочка выходит из комнаты.
  3. Обсуждение просмотренного видеоряда. Учащиеся приводят иные примеры, делают вывод.
  4. Презентация «Всегда ли тушит вода?» – о недопустимости тушения водой включенных в сеть электроприборов и электропроводки.
  5. Просмотри мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «Тушение электроприборов. Часть 1».
  6. Дидактическая игра «Чем возгорание тушить»: учитель показывает картинки различных предметов (лучше видеослайды и огонек, изображающие начальную стадию возгорания) и картинки со средствами, используемыми для тушения небольшого возгорания (вода, стиральный порошок, огнетушитель, плотная ткань (кошма). Учащимся предлагается подобрать к картинкам соответствующие тушащие средства.
  7. Выполнение заданий темы 4 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
  8. Сюжетно-ролевая игра «Не допустить, пожар предотвратить». Используя картинки предметов, которые могут стать причиной пожара и картинки со средствами тушения, учащиеся придумывают ситуации и проигрывают действия по тушению пожаров в начальной стадии.
Тема 5. Детские и юношеские объединения юных спасателей
  1. Для проведения занятия по этой теме лучше пригласить работника районного отдела по чрезвычайным ситуациям, ответственного за данную область деятельности, который расскажет о целях и задачах детских и юношеских объединений спасателей-пожарных.
  2. Просмотр и обсуждение мультфильма из серии «Волшебная книга МЧС» «Правила безопасности дома».
  3. Встреча с членами клуба юных спасателей-пожарных школы или участников слета в «Зубренке». Просмотр видеоматериалов о проведении слета юных спасателей- пожарных в «Зубренке». «Фильм о юбилейном XX Республиканском слете юных спасателей-пожарных в «Зубренке».
  4. Выполнение заданий темы 5 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
Тема 6. На природе без пожаров
  1. Видеоматериал о лесном пожаре. «Авиация МЧС. Горящие леса - взгляд пилота».
  2. Беседа с учащимися о причинах возникновения лесных пожаров, в результате ЧС природного характера (гроза) и необдуманных действий человека.
  3. Чтение и анализ стихотворения «Лесной пожар».
  4. Вадима Шефнера о пожаре, возникшем из-за забывчивого охотника на привале, который не затушил костер.
  5. Блиц-опрос учащихся и информация учителя о мерах безопасного разведения костров и использования мангалов на природе.
  6. Просмотр и обсуждение «Мультфильма по профилактике лесных пожаров (1 серия)».
  7. Игра-размышлялка: на окраине леса установлен плакат с предупреждающими знаками. Учащимся предлагается объяснить, что обозначают размещенные на плакате знаки.
  8. Игра-тренинг по правилам поведения вблизи костра и мангала, обязательной уборки места отдыха, тщательного тушения кострища и угольков из мангала. Игра может проводиться с использованием картинок с изображение костра, угольков в мангале, бытового мусора (бутылок, пакетов и т.д.).
  9. Выполнение заданий темы 6 раздела «Защита от чрезвычайных ситуаций» из «Рабочей тетради».
  10. Просмотр и обсуждение мультфильма «Лесные пожары».

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Опасности в зимнее время года
  1. Просмотр видеосюжета о зиме: природа, гололед, сосульки, падающий с крыш снег.
  2. Заполнение с учащимися таблицы о возможных опасностях в зимнее время года:

    Возможные опасности Когда возникают Меры предосторожности
         
  3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Опасные сосульки (серия 13)».
  4. Игра «Ответь быстро». Какие из указанных внизу мер безопасности ты предпринимаешь в период гололеда (гололедицы):
    • выбираешь тротуары, посыпанные песком;
    • надеваешь обувь на гладкой подошве;
    • скользкие участки тротуара преодолеваешь бегом; - передвигаешься осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву;
    • если падение неизбежно, стараешься присесть, чтобы снизить высоту падения;
    • обуваешь ботинки с рифленой подошвой;
    • ходишь по скользким тротуарам только с друзьями шеренгой по трое человек, крепко держась друг за друга.
  5. Разбор ситуаций.
    • После того, как для пешеходов включился зеленый сигнал светофора, машина, двигающаяся на большой скорости, не успела затормозить перед пешеходным переходом.
    • Стараясь успеть перебежать проезжую часть дороги на мигающий зеленый сигнал светофора, ты поскользнулся и упал. Пока вставал, сигнал светофора сменился на красный.
    • Твой друг, разбежавшись, проехал по ледяной дорожке тротуара. Однако он не смог остановиться у края проезжей части, где ты ждешь зеленого сигнала светофора. Схватив друга за куртку, ты остановил его, но оба упали.
  6. Тренинг «Как уберечься от падений в гололед». Практические занятия рекомендуется проводить с использованием спортивных матов.
  7. Презентация «Опасность тонкого льда. Признаки опасности».
  8. Информация учителя об опасности катания на коньках по замерзшим водоемам.
  9. Чтение сказки К. Ушинского «Умей обождать» и беседа по прочитанному.
  10. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «На тонком льду (серия 21)».
  11. Игра «Модный приговор» на соответствии одежды и обуви для зимней погоды.
  12. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности» «Как не замёрзнуть в холода (серия 18)».
  13. Выполнение заданий темы 1 раздела «Окружающая среда и безопасность» из из «Рабочей тетради».
Тема 2. Безопасность на воде
  1. Приглашение сотрудника ОСВОДа для ознакомления учащихся с этой организацией и ее деятельностью.
  2. Ознакомить учащихся с правилами безопасного поведения при посещении бассейнов, аквапарков: разбор скачанных из интернета правил с комментариями учащихся и обобщением учителем высказываний учащихся.
  3. Информация учителя о мерах безопасности при купании летом в водоемах (можно использовать материалы из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 243-246, а также чтение и вопросы для беседы по содержанию «Сказки о «нефтяной рыбке» А. Дитрих и Г. Юрмин, разбор приведенной ситуации, тематическую игру «Пингвины» – стр. 246-250).
  4. Просмотр мультфильмов из серии «Смешарики» «Место для купания (серия 23) ».
  5. Обсуждение правильного выбора места отдыха у водоемов.
  6. Просмотр видеоролика МЧС Республики Беларусь «Безопасность детей на воде».
  7. Проведение викторины (тестирования) по правильным действиям при отдыхе у водоема.
  8. Сюжетно-ролевая игра по играм в воде: одни учащиеся рассказывают о какой-либо игре в воде (либо изображают ее), а другие оценивают насколько или в каких случаях она опасна. Например, игра с мячом – играть лучше на берегу, в воде только на мелкой части водоема, где чистое, ровное дно, нет сильного течения (если это река) и т.д.
  9. Выполнение заданий темы 2 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  10. Просмотр мультфильма из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Почему нельзя заплывать за буйки».
Тема 3. Средства бытовой химии как источник опасности
  1. Беседа учителя с учащимися о средствах бытовой химии:
    • что к ним относится;
    • какие бывают у них дома;
    • что они знают о мерах безопасности при пользовании этими средствами.
  2. Дидактическая игра «Определи степень опасности»: на экран (монитор) выводятся (учитель показывает) картинки с изображением различных средств бытовой химии, а учащиеся определяют их характеристики по таблице:

    Степень опасности Предупреждающие знаки на упаковке, записи в инструкции Примеры
    безопасные
    относительно безопасные
    огнеопасные
    ядовитые
  3. Просмотр мультфильма из серии Волшебная книга МЧС. «Бытовая химия и лекарства».
  4. Творческое занятие «Ситуация – разбор – правило». Учащимся приводят примеры неправильных действий при использовании бытовой химии, например:
    • переливать их в пищевую тару;
    • выливать остатки ядохимикатов в водоем;
    • обрабатывать кухни средством от мух, не убрав посуду, столовые приборы;
    • наносить аэрозольное чистящее средство на плитку возле включенной газовой плиты и т.д.
    Учащиеся, можно командно, анализируют приведенную ситуацию и записывают правила: «Беречь от попадания в глаза», «Не допускать попадания на кожу» и т.д.
  5. Выполнение заданий темы 3 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
Тема 4. Правила поведения в случае обнаружения боеприпасов и средств поражения либо их фрагментов
  1. Упражнение «Ассоциативный ряд»: учащимся предлагается подобрать слова, которые у них ассоциируются со словом «Безопасность» (жизнь, здоровье, спокойствие, защита, МЧС, надежность, осторожность, собака, убежище и т.д.).
  2. Информация учителя о возможных местах, где могут быть обнаружены боеприпасы и средства поражения либо их фрагменты:
    • в котлованах при строительстве,
    • в лесу,
    • в местах военных действий времен Великой Отечественной войны или бывшего расположения расформированных войсковых частей.
  3. Просмотр презентации по действиям в случае обнаружения боеприпасов и средств поражения либо их фрагментов.
  4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Сокровища затонувших кораблей».
  5. Игра-самодиагностика: учащимся предлагается по картинкам и прилагаемым к ним вариантом выбрать те, которые они считают правильными в изображенной ситуации и объяснить, почему они так считают. Например:
    • Вариант 1. В подземном переходе – взрослые проходят мимо, не обращая внимания на бесхозную сумку. Что бы ты сделал в подобной ситуации: отнес сумку в милицию; заглянул в сумку, чтобы узнать, что там находится; обратил на бесхозную сумку внимание прохожих; сообщил о своей находке по телефонам 101, 102, 103, 104; отнес сумку в ближайший мусорный бак; бросил в сумку какой-нибудь предмет, отойдя на некоторое расстояние, чтобы узнать, нет ли там внутри взрывчатых веществ; прошел мимо, также не обращая внимания, – вдруг хозяин сам скоро вернется за сумкой; не стал задерживаться, решив сообщить об обнаруженной сумке встретившемуся на твоем пути милиционеру.
    • Вариант 2. По пути в школу ты увидел заинтересовавшее тебя происшествие (собака обнюхивает брошенную сумку, рядом стоят милиционеры), как ты считаешь: является ли такая ситуация опасной для проходящих рядом людей; можно ли подойти поближе, чтобы рассмотреть происходящее; следует ли подойти к милиционеру, чтобы предложить ему свою помощь; надо ли отдать собаке имеющуюся у тебя сладость, наградив ее за службу; будет ли безопасным понаблюдать за происходящим издалека, не мешая работе милиционера.
  6. Выполнение заданий темы 4 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Тема 1. Охрана прав детей в области здравоохранения
  1. Чтение рассказа А.П. Чехова «Ванька». Беседа по содержанию.
  2. Информация учителя о нормативных правовых документах по защите прав детей:
    • Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья;
    • в соответствии со статьями Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» одним из основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения является приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних; граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, в том числе бесплатное, в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте до пяти лет одному из родителей или лицу, осуществляющему уход за несовершеннолетним, предоставляется возможность находиться с ним в этой организации здравоохранения и др.;
    • в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, в статье 184 сказано: «Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях. Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном, духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить к самостоятельной жизни. Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения»;
    • Права ребенка закреплены и в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года.
  3. Игра «Человек мира». Может проводиться командно. Например, учитель называет действия, а учащиеся должны определить к чему они относятся: имею право; обязан; запрещено. Так, заболев, можно обратиться в поликлинику (имею право); посещать школу (обязан); нарушать правила поведения в школе (запрещено) и т.д.
  4. Выполнение заданий темы 1 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр и обсуждение мультфильма «Песенка мышонка».
Тема 2. Безопасное поведение в быту
  1. Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки осторожности. Острые предметы».
  2. Обсуждение темы «опасные и безопасные игрушки». Учащиеся называют игрушки, с которыми они играют дома и на отдыхе на природе, даче.
  3. Игра «Поиск истины». Учитель показывает слайды или картинки с изображением игрушек, в том числе тех, которые могут быть опасными (летающий вертолет или фея, пистолет, дартс и т д.). Учащиеся должны ответить, при каких обстоятельствах изображенная игрушка может стать опасной.
  4. Чтение сказки Яны Горбуновой «Лимончик и Микроб, или зачем мыть руки» из серии «Янины сказки». Обсуждение прочитанного, разъяснение учащимся, что игрушки могут не только травмировать, но и стать причиной болезни, если после игры не мыть руки перед едой. Разъяснение термина «гигиена».
  5. Просмотр презентации по истории возникновения гигиены по материалам мифов Древней Греции.
  6. Игра «Что в мешке?». В мешочек кладутся различные предметы гигиены: мыло, мочалка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, шампунь и др. Играющие на ощупь определить и назвать их, рассказать для чего они используются.
  7. Выполнение заданий 1 и 2 темы 2 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  8. Беседа с учащимися по правилам выбора одежды и обуви в соответствии с возрастом, погодой, характером деятельности.
  9. Дидактическая игра «Выбираю, надеваю». Учащимся предлагается назвать одежду и обувь, подходящую для изображенных на слайдах местах работы и отдыха, например: летний пляж, уборка осенней листвы, поход в лес, гололед, ливень и т.д.
  10. Информация о плоскостопии и его профилактике: пешие прогулки, гимнастика, хождение босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Тренинг – выполнение упражнений по профилактике плоскостопия: пружинистые прыжки, приседания, ходьба на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. При имеющейся возможности, тренинг может включать специальные «упражнения для детей» («Каток», «Разбойник», «Гусеницы» и т.д. с рисунками), предлагаемые врачом по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктором медицинских наук Мирской Н.Б.
  11. Выполнение заданий 3 и 4 темы 2 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 3. Здоровое питание
  1. Информация учителя о традициях питания в Беларуси: исторические этапы развития народной кухни, используемые продукты питания, влияние соседних стран на формирование блюд национальной белорусской кухни.
  2. Просмотр презентации о национальных белорусских блюдах разных времен.
  3. Блиц-опрос учащихся по теме «Культура поведения за столом». Обобщение учителем ответов детей. Рассказ, какие требования предъявлялись к поведению за столом детей и взрослых в прошлом.
  4. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука здоровья» «Правильное питание».
  5. Игра «Ответь быстро». Учитель предлагает учащимся быстро из двух вариантов быстро выбрать правильный, например: Здоровое питание должно быть: регулярное – как получается, однообразное – разнообразное, богатое овощами и фруктами – богатое сладостями, второпях – без спешки и т.д.
  6. Творческий конкурс «Сценаристы». Учащиеся могут выбирать задания по желанию или работать в командах. Им надо придумать «план сценария мультфильма» о ребенке, который соблюдает правила питания дома (например, моет руки перед едой, сразу съедает обед, потом фрукты…) и ребенке, который ведет себя неправильно (например, гладит кота одной рукой, а второй вынимает выкладывает колбасу на бутерброд, ест чипсы, запивая их напитком…). Итоги могут подводить учащиеся, выбранные в жюри.
  7. Игра «Эксперт». Учащимся предлагается проанализировать меню школьной столовой: первые блюда – борщ и супы; вторые – котлеты, овощные салаты, гречка или другие гарниры; третье – булочка, чай с лимоном или компот. Им надо установить: можно ли сказать, что питание в школьной столовой разнообразное, полезное, вкусное? Что следует отнести к полезному и что – ко вкусному? Проанализировать меню столовой школы.
  8. Просмотр мультфильмов «Приключения Тани и Вани в стране продуктов» и «Приключения Тани и Вани в стране напитков».
  9. Выполнение заданий темы 3 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  10. Проведение викторины «Правильно ли ты питаешься». Например:
    • Как часто в течение дня ты питаешься? а) 3 раза и более б) 2 раза в) 1 раз
    • Всегда ли ты завтракаешь? а) всегда б) не всегда в) никогда
    • Из чего состоит твой завтрак? а) каша, чай б) мясо, чай в) чай, сладости
    • Часто ли ты перекусываешь между завтраком и обедом, обедом и ужином? а) никогда б) раза два в) каждый час
    • Как часто ты ешь овощи, фрукты, салаты в день? а) 3 раза б) 2 раза в) раз в неделю
    • Как часто ты ешь жареную пищу в неделю? а)1 раз б) 3 раза в) каждый день
    • Как часто ты ешь фастфуд? а) 1 раз в неделю б) 3 раза в неделю в) каждый день
Тема 4. Полезные и вредные привычки, их влияние на здоровье человека
  1. Беседа с учащимися на тему «Привычки – это что?»: уточнение, как учащиеся понимают значение этого слова; какие привычки они могут назвать; все ли привычки полезны.
  2. Выполнение заданий 1 и 2 темы 4 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  3. Обсуждение высказывания «Никто не заботится о тебе лучше, чем ты сам».
  4. Дидактическая игра «Попробуй разберись». На учебной доске прикреплены картинки с изображением, например, веселого солнышка и болота. Под ними надо разместить карточки, на которых написаны привычки полезные и вредные. Игра может проводиться по усмотрению учителя разными вариантами. Например, учитель читает текст карточки, а учащиеся определяют ее место под рисунком. Либо проводить игру командно, разделив карточки для каждой команды. Определив место карточки, учащиеся должны объяснить свой выбор: полезные помогают сохранить здоровье, делают человека более свободным и т.д.; вредные наносят вред здоровью, вызывают зависимость и приводят к тяжелым заболеваниям, а иногда и к смерти.
  5. Просмотр мультфильма «Планета вредных привычек».
  6. Просмотр видеосюжета «О хороших и дурных привычках».
  7. Игра «Занимательный подсчет» (на усмотрение учителя). Задача: двум учащимся родители дают каждый день 3 рубля на личные расходы. Один из них тратит эти деньги на сигареты, другой собирает. Учащимся предлагается подсчитать, сколько курильщик тратит денег на вредную привычку в месяц, и что можно купить за эти деньги полезное и нужное, или за какое время накопить на какую-либо вещь, о которой они мечтают.
  8. Выполнение заданий 3 и 4 темы 4 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 5. Предупреждение травматизма во время массовых мероприятий
  1. Разъяснение учителя общего понятия термина «травма».
  2. Беседа с учащимися по основным видам травм: учащиеся называют наиболее часто происходящие травмы, в т.ч. при коллективных играх во дворе и бытовых (ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы). Учитель записывает их на классной доске. Далее идет разбор названных травм: в результате чего они произошли, какие правила безопасности были нарушены, к каким последствия привело такое нарушение, что следует предпринимать, чтобы избежать подобных травм.
  3. Игра-соревнование «Лучшая туристическая группа». Учащиеся разделяются на команды. Учитель демонстрирует видеоматериалы на различные этапы похода, например: наполнение рюкзака (тяжесть, острые предметы и т.д.), обувь, лесная тропа, привал, костер и т.д. На каждый кадр учащиеся записывают меры, помогающие избежать травм. Побеждает команда, которая укажет наиболее полные меры безопасности в походе.
  4. Информация учителя об опасности получения травм во время массовых мероприятий: трагедии на Ходынском поле 18 мая 1898 года, на Немиге 30 мая 1999 года.
  5. Обсуждение опасностей толпы и меры по предупреждению опасных последствий.
  6. Творческая игра «Избежать травматизма». На основе видеоролика с детскими рисунками придумать маленький рассказ с указанием, к каким травмам может привести изображенная на рисунке ситуация и что помогло избежать травматизма.
  7. Просмотр и обсуждение видеоролика «Профилактика детского травматизма».
  8. Выполнение заданий 1 и 3 темы 5 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
Тема 6. Приемы оказания первой помощи
  1. Лучше всего это занятие провести совместно с медицинским работником школы для правильного разъяснения возможности оказания первой помощи в возрасте учащихся и демонстрации практических навыков.
  2. Выполнение заданий 1 и 3 темы 6 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».

ПЛАН-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ОБЖ

  • Минский р-н, г. п. Мачулищи, ул. Молодежная, 35
  • 220006, г. Минск, а/я 173
  • +375 (17) 235-93-99
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
  • Связь с издательством