План-конспект уроков ОБЖ 2 класс

Рабочая тетрадь

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

В процессе обучения рекомендуется использовать учебное пособие: «Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Рабочая тетрадь (с наклейками)».

Данное пособие предназначено для оказания помощи учителям при подготовке к урокам по ОБЖ, что оставляет за педагогом право использования данных материалов по своему усмотрению.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Ознакомление с основными понятиями Правил дорожного движения
  1. Просмотр видеоматериала «Улицы города». Обращается внимание детей на порядок движения автомобилей и пешеходов. Сравнить уличное движение большого города и малочисленного населенного пункта.
  2. Беседа о правилах дорожного движения: понятия дорожное движение и участники дорожного движения, виды транспортных средств, элементы дороги (проезжая часть, тротуар, переход проезжей части, обочина).
  3. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Азбука города». Обсуждение с учащимися, почему автор называет Правила дорожного движения «азбукой города» и как важно уметь читать эту азбуку.
  4. Блиц-опрос учащихся по названию основных понятий и терминов дорожного движения с использованием плаката с изображением улицы.
  5. Выполнение заданий темы 1 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради»
  6. Беседа о необходимости правил дорожного движения для предотвращения опасных ситуаций.
  7. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука дорожной безопасности (серия 2)» .
  8. Подведение итогов урока: правила дорожного движения очень важны; знать и соблюдать их должны взрослые и дети.
Тема 2. Безопасный маршрут «дом – школа – дом»
  1. Просмотр видеоматериала о своем населенном пункте, его улицах вблизи школы (можно сделать самим).
  2. Выполнение задания 1 темы 2 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  3. Разбор ситуаций по теме (ситуации могут быть подобраны заранее учителем или предлагаться самими учащимися).
  4. Изучение плана района школы, выполненного на листе ватмана, где должны быть отображены дома, улицы и перекрестки, остановки транспорта. Обвести места наибольшей опасности, связанной с дорожным движением. Объяснение причин возможных опасностей.
  5. Деловая игра «Безопасная дорога в школу»: моделирование ситуаций с использованием схемы района и передвижных машинок и фигурок (можно из киндерсюрпризов).
  6. Выполнение задания 2 темы 2 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  7. Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история».
  8. Подведение итогов урока: обсуждение прочитанного стихотворения – в чем заключается большой смысл этого маленького стихотворения; как оно связано с темой урока
Тема 3. Светофор
  1. Разгадывание загадок о светофоре.
  2. Рассказ учителя о видах светофоров с использованием плакатов или видеокадров (слайдов).
  3. Презентация «История светофора».
  4. Викторина с тремя вариантами ответов по теме. Например: что означает: красный сигнал светофора (светофор не работает, переход запрещен, переходить только в красной одежде); желтый сигнал (переход запрещен, ждать изменения сигнала, переход разрешен); зеленый – переход разрешен, ремонт дороги, переходить только с опознавательными знаками.
  5. Активная игра «Светофор». Учащиеся становятся возле ученических столов; учитель поднимает красный кружок – дети стоят молча, желтый кружок – прыгают на месте или хлопают в ладоши; зеленый – топают ногами (бег на месте).
  6. Выполнение заданий темы 3 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  7. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетным картинкам с разными сигналами светофоров.
  8. Просмотр и обсуждение мультфильма из серии «Чичиленд» «Светофор. Правила дорожного движения».
  9. Решение проблемных ситуаций, в которых оказались невнимательные пешеходы из-за нарушения правил дорожного движения по сигналам светофоров; назвать правило.
  10. Творческое задание: учащиеся делятся на три группы, каждой группе раздается конверт с предложением определить соответствие цвета сигнала светофора (красный – опасность, огонь; желтый – «солнышко» – осторожность, внимание; зеленый – лес, трава, спокойствие).
  11. Подведение итогов урока: чтение стихотворения С. Михалкова «Бездельник-светофор».
Тема 4. Погода, время года, суток и дорога
  1. Просмотр картинок (видеокадров, картин), на которых изображены разные поры года, время суток.
  2. Беседа с учащимися о каждой поре года, времени суток, их характерные отличия.
  3. Обсуждение возможных опасностей дорог, связанных с порами года (снегопад, ливень, туман, гололед, сильная жара и т.д.), временем суток (день, ночь, сумерки).
  4. Дидактическая игра «Эксперт по дорожной безопасности». Учащиеся разделяются на группы. Учитель раздает каждой группе листочек с указанием сложных погодных условий для водителей. Дети предлагают меры безопасности в таких условиях. Победители, а возможно и все участники игры, получают нарисованную медальку «Эксперт».
  5. Выполнение заданий темы 5 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради». Объяснение учащимися, почему они именно так выполнили задания.
  6. Интерактивная игра «Водитель и пешеход в опасных погодных условиях». Учащиеся разделяются на «водителей» и «пешеходов». Учитель объявляет «погоду». «Пешеходам» следует перейти дорогу с учетом сложных ситуаций. Водителям определяется необходимый тормозной путь до пешеходного перехода. Вариантов игры много: два ученика могут работать «светофорами», поднимая кружки красного, желтого и зеленого цвета. «Водители» могут отвлекаться на звонки мобильного телефона, а «пешеходы» иметь зонтики, если учитель объявляет «ливень».
  7. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге. В плохую погоду (серия 8)».
  8. Обсуждение просмотренного мультфильма.
  9. Подведение итогов: учащиеся отвечают, какие знания они получили на занятии.
Тема 5. Знакомство с дорожными знаками и дорожной разметкой
  1. Рассказ учителя о важности дорожных знаков и дорожной разметки для обеспечения безопасности на дорогах. Общее ознакомление учащихся с разновидностью дорожных знаков, их различию по цвету и форме.
  2. Беседа с учащимися о значении и месте установки дорожных знаков, нанесения дорожной разметки: «Пешеходная дорожка», «Конец пешеходной дорожки», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Конец велосипедной дорожки», «Жилая зона», «Конец жилой зоны», «Остановочный пункт» (приложение 2 к ПДД), горизонтальная дорожная разметка 1.29-1.31 (приложение 3 к ПДД). Во время беседы используется изображение указанных знаков и разметки.
  3. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге. Дорожные знаки (серия 4)».
  4. Выполнение заданий темы 6 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  5. Дидактическая игра «Выбери нужный знак». Проводится с использованием развивающего мультфильма «Учим дорожные знаки».
  6. Разгадывание загадок по теме урока.
  7. Чтение сказки-были «О дружбе Дорожных Знаков и людей» М. Худяковой. Обсуждение прочитанного произведения.
  8. Задание на запоминание «Выбери «свои» дорожные знаки». На классной доске вывешиваются изучаемые дорожные знаки, под ними указываются порядковые номера. Учащиеся записывают номерах под теми знаками, которые установлены по пути из дома в школу.
  9. Подведение итогов урока.
Тема 6. Поведение на остановочном пункте маршрутных транспортных средств
  1. Ознакомление учащихся с маршрутным транспортом, определение понятий маршрутный транспорт, зона остановочного пункта, экспресс-маршрут.
  2. Выполнить задания 1, 2 темы 6 раздела «Правила дорожного движения» из Рабочей тетради.
  3. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы»«Азбука безопасности на дороге. Общественный транспорт (серия 3)».
  4. Интерактивная игра «Безопасность на остановке». Учащиеся делятся на «водителей» и две группы пассажиров, размещающихся на условно обозначенных зонах остановочных пунктов по обе стороны дороги. «Водители» изображают проезжающий транспорт, а «пешеходы» демонстрируют поведение на остановках. Еще два-три ученика представляют экспертов, которые отмечают нарушения правил безопасного поведения. Учитель предлагает проиграть различные ситуации: например, один ученик увидел на противоположной остановке своего друга; подъезжает автобус и кто-то, толкаясь, пробует пробраться вперед; скользкий асфальт и т.д.
  5. Выполнение задания 4 темы 6 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради».
  6. Дидактическая игра «Найди ответ». Смысл игры состоит в подборе к вопросам безопасного поведения на остановке правильных ответов. Игра может проводиться с помощью видеопроектора, карточек или заполнения учителем таблицы на классной доске. Вопросы могут быть следующими; где следует ожидать маршрутный транспорт? как надо себя вести при подъезжающем автобусе? почему нельзя проталкивать других, ведь нельзя задерживать автобус на остановке? и т.д.
  7. Выполнение задания 4 темы 6 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради» и объяснение, почему отмеченным пассажирам нельзя входить в общественный транспорт и что сделать, чтобы этот запрет был снят.
  8. Подведение итогов урока: учащиеся отвечают, какие знания они получили на занятии.
Тема 7. Общие правила перехода проезжей части дороги
  1. Проверка путем опроса учащихся знания ими правил перехода проезжей части дороги.
  2. Дидактическая игра «Найди и объясни». Можно проводить как между командами учащихся, так и вызывая участников попарно. На плакате с дорожными знаками один учащийся выбирает дорожный знак, имеющий отношение к пешеходному переходу проезжей части. Второй – объясняет, что этот дорожный знак означает. Затем аналогично продолжается игра по плакату с дорожной разметкой.
  3. Игра-тренинг «Перейди через дорогу». Проезжая часть и тротуар обозначаются с учетом возможностей и выбора места для игры. Двое учащихся «работают» «светофорами», показывая цветные кружки-сигналы светофоров, остальные изображают пешеходов и водителей, один учащийся – «милиционер» следит за безопасностью и «штрафует» нарушителей правил дорожного движения.
  4. Чтение сказки В. Ардова «Огнехвостик». Беседа по прочитанному.
  5. Игра-моделирование «Расставь дорожные знаки» (может проводиться между командами). Учащимся предлагается на макете улицы обозначить пешеходные переходы дорожными знаками.
  6. Выполнение заданий темы 7 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради». Обсуждение их выполнения.
  7. Проведение викторины или командного блиц-опроса учащихся по теме пешеходных переходов. Можно использовать вопросы из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы). /Т.В.Загвоздкина, С.Б.Фатин, Н.Н.Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 21-22.
  8. Подведение итогов урока. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге. Пешеходные переходы».
Тема 8. Горизонтальная дорожная разметка на пешеходном переходе
  1. Беседа о назначении горизонтальной дорожной разметки и связи между значением горизонтальной дорожной разметки, дорожных знаков и сигналами светофора на пешеходном переходе. Используется соответствующий плакат с дорожной разметкой или аналогичный видеоматериал.
  2. Обобщающее занятие по разделу «Правила дорожного движения». Проведение конкурса знатоков ПДД (командная игра).
  3. Блиц-турнир (можно использовать вопросы из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы). /Т.В.Загвоздкина, С.Б.Фатин, Н.Н.Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 25-26).
  4. Тематические загадки.
  5. Выполнение заданий темы 8 раздела «Правила дорожного движения» из «Рабочей тетради»: учитывается скорость и правильность их выполнения.
  6. Сказочно-транспортный турнир: Емеля («По щучьему велению»), Золушка, кот Леопольд, почтальон Печкин, старик Хоттабыч, Баба Яга, Бременские музыканты, рассеянный с улицы Бассейной и т.д. Можно предложить назвать персонажей, которые для перемещения использовали тех, кто изображен на рисунках: конек-горбунок (сказка Ершова), волк сказка «Иван царевич и серый волк»), черт («Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя) и т.д.
  7. Викторина «Умный пешеход» по правилам дорожного движения, относящимся к переходу проезжей части.
  8. Выполнение заданий «Найди нужный вариант»: учащимся раздаются листочки с дорожными знаками и дорожной разметкой. На этом же листочке в произвольном порядке даны названия этих знаков их назначение. Необходимо соединить дорожных знаки с соответствующим названием или текстом. Можно вместо одного листочка раздать учащимся карточки, которые следует разложить в соответствующем порядке.
  9. Игра «Мозаика» – учащиеся получают конверты с разрезанным дорожным знаком или горизонтальной разметкой. Необходимо собрать знак и объяснить, где и зачем его устанавливают. Учитывается скорость сбора мозаики и правильность объяснение его назначения.
  10. Подведение итогов урока. Раздача поощрительных призов.

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Безопасная среда дома
  1. Дидактическая игра с карточками, на которых изображены предметы быта. Классная доска разделена на две части. На одной написано «можно», на второй – «нельзя». Учащиеся по одному подходят к доске. Вытаскивают карточку. Прикрепляют ее на соответствующую часть доски и объясняют, можно или нельзя пользоваться этим предметом, когда один дома, и почему.
  2. Просмотр мультфильмов на выбор: «Волк и семеро козлят» или «Петушок-золотой гребешок» или «Жихарка». Разбор ситуации. Опрос учащихся, как следует поступить, если кто-то звонит в дверь или по телефону, когда ребенок один дома.
  3. Обсуждение ситуаций с учетом безопасности: ключ от квартиры (дома) у учащегося, когда он один возвращается из школы.
  4. Выполнение заданий темы 1 раздела «Личная безопасность» из «Рабочей тетради».
  5. Работа с видеоматериалом: учащимся предлагается рассказать, какие опасные действия изображены на мониторе (можно скопировать из интернета). Например: не брать лекарства, осторожность на балконе, не пользоваться электроприборами, не играть с острыми, режущими и колющими предметами, на зажигать спички, не включать газовую плиту, не открывать дверь незнакомым.
  6. Проведение ролевых игр по теме: учащиеся проигрывают ситуации, когда во время отсутствия взрослых незнакомцы звонят в дверь или по телефону. При этом необходимо предусмотреть случаи, когда можно открыть дверь, а когда это категорически нельзя делать; какие сведения и кому можно сообщать по телефону, а какие нельзя ни в коем случае; что делать, если, находясь дома без взрослых, ребенок слышит, что кто-то пытается открыть входную дверь и т.д.
  7. Составление «цветка безопасности»: на лепестках цветка записать правила безопасности, которые необходимо соблюдать детям, находящимся дома без взрослых.
  8. Подведение итогов урока: блиц-опрос учащихся – что запомнилось, какие выводы сделаны.
Тема 2. Правила поведения в случае обнаружения бесхозных или подозрительных предметов
  1. Разъяснение возможной опасности бесхозных предметов.
  2. Беседа с учащими о местах, где может находиться бесхозный или подозрительный предмет.
  3. Работа с плакатами по теме «Подозрительный предмет».
  4. Игра-тренинг «Будь внимательным». Учащимся предлагается найти на рисунках подозрительный предмет и объяснить, почему он может быть опасным.
  5. Просмотр и обсуждение презентации о бесхозных и подозрительных предметах.
  6. Выполнение заданий темы 2 раздела «Личная безопасность» из «Рабочей тетради».
  7. Моделирование ситуаций с бесхозным предметом: один учащийся придумывает ситуацию с бесхозным предметом, второй – рассказывает, что в такой ситуации следует делать. Варианты опасных ситуаций может предлагать учитель.
  8. Разбор картинок (на бумажной основе или в электронном виде) с различными ситуациями – учащимся предлагается оценить является ли изображенная ситуация опасной.
  9. Творческое задание «Тайна мудрецов». Учащимся предлагается объяснить применительно в теме занятия смысл пословиц про осторожность:
    • Осторожность не трусость.
    • Не бойся, но опасайся.
    • Не зная броду, не суйся в воду.
    • Нога споткнется, а голове достанется.
    • Не дразни собаку, так и не укусит.
    • Осторожность – мать безопасности.
  10. Подведение итогов урока.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСТЬ

Тема 1. Огонь полезный и опасный
  1. Чтение отрывка из книги Р. Киплинга «Маугли» про «красный цветок». Обсуждение прочитанного: кому огонь в этой книге был друг, а кому – враг.
  2. Беседа с учащимися о том, как огонь помогал древним людям согреваться, отпугивать диких зверей, готовить пищу, и какую роль играет сейчас в каждой квартире, каждом доме, на предприятиях (плавят металл, обжигают глину, изготавливают изделия из стекла, горелка газовой плиты, ТЭЦ).
  3. Осмотр уголка пожарной безопасности, выставки рисунков школьников, подборки по теме из журналов «Служба спасения» и газеты «Юный спасатель».
  4. Дидактическая игра «Огонь полезный, огонь опасный». 1-й вариант: раздаточный материал – карточки, которые учащиеся распределяют по смыслу; 2-й вариант – учитель показывает слайды, а учащиеся отвечают, полезный или опасный огонь там изображен.
  5. Выполнение заданий темы 1 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
  6. Работа в группах. Учащихся разделяют на три группы. Учитель зачитывает загадки о предметах, использующихся в быту, которые при нарушении правил пользования могут стать причиной пожара. Первая группа учащихся разгадывает загадки, называя предмет; вторая – рассказывает об его использовании, третья – в каких случаях он может стать опасным.
  7. Просмотр мультфильма из серии «Спроси у Альберта» «Огонь враг или друг».
  8. Работа со слайдами: учитель показывает изображение различных вариантов пожароопасных ситуаций и предлагает учащимся объяснить, что необходимо делать, чтобы исключить возможность пожара.
  9. Информация по теме, чтение стихотворения Е. Ильина «Огонь добрый и злой», беседа по прочитанному, тематическая разминка, ситуация по теме и ее анализ, тренинг «Огонь полезный и опасный» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования. «Основы безопасности жизнедеятельности». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 10-13.
  10. Подведение итогов урока: учащимся предлагается назвать игры, которые не приведут к опасной ситуации, если ими заниматься в отсутствии взрослых дома.
Тема 2. Пожары от игры детей с огнем
  1. Встреча с работником районного отдела по чрезвычайным ситуациям для беседы с детьми по теме занятия.
  2. Чтение стихотворения «Пожар» С. Маршака. Обсуждение прочитанного.
  3. Творческое задание «Расшифруй пословицу». Учащимся предлагается рассказать, как они понимают пословицы:
    • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
    • Спички – не игрушка, огонь – не забава.
    • Водой пожар тушат, а умом предотвращают.
    • Берегись бед, пока их нет.
    • Спичка невеличка – а огонь от нее великан.
    • Малая искра сжигает города.
  4. Выполнение заданий темы 2 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
  5. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Уроки осторожности. Огонь».
  6. Викторина «Чтоб игра не закончилась пожаром». Викторина включает несколько вариантов ответов на вопросы: какие из игр будут безопасными; какие предметы можно брать для игры; какие предметы на кухне могут стать причиной пожара и т.д.
  7. Чтение рассказа Б. Житкова «Пожар». Беседа по прочитанному.
  8. Информация по теме, чтение стихотворений Е. Хоринской «Спичка – невеличка», К. Рогова «Красивая работа, пожарным стать охота», тематическая разминка, беседа по прочитанному, разгадывание загадок, составление поговорок из отдельных слов, ситуации по теме и их анализ, тренинг «Спички – не игрушка», ролевая игра «Соглашусь – не соглашусь» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр.18-25, 49-56.
  9. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Азбука безопасности. Игры с огнем».
  10. Подведение итогов урока: учащиеся называют свои любимые игры и занятия, которые являются безопасными.
Тема 3. Предупреждение пожаров и травм в быту
  1. Рассказ учителя о необходимости соблюдения мер безопасности в быту и возможности возникновения пожара или получения травм.
  2. Дидактическая игра «Безопасный – опасный предмет». Учитель показывает картинки (слайды) предметов кухни. Учащимся предлагается сказать: когда этот предмет безопасный, а когда он становится опасным.
  3. Творческое задание: парные рисунки (газовая плита – горящее полотенце над (или возле) газовой плитой; печь и тлеющий уголек рядом; микроволновая печь и искрящаяся розетка). Учащимся предлагается придумать короткий рассказ, как безопасный предмет на кухне стал опасным по одной паре рисунков.
  4. Игра на внимательность «да или нет» из пособия для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы. /Т.В. Загвоздкина, С.Б. Фатин, Н.Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 62);
  5. Информация по теме, отрывок из книги А. Грина «Алые паруса», беседа по прочитанному, тематическая разминка, ситуация по теме и ее анализ, тематическая игра «Безопасная кухня» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования. «Основы безопасности жизнедеятельности». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр.41-45.
  6. Просмотр мультфильма «Как это случилось» (Союзмультфильм, 1973 г.).
  7. Ситуационная игра «Предупреждение пожаров и травм на кухне» (пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы. /Т.В. Загвоздкина, С.Б. Фатин, Н.Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 63);
  8. Выполнение заданий темы 3 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
  9. Подведение итогов урока: блиц-опрос учащихся по теме возможных опасностей в жилой комнате, на кухне, на балконе, во дворе и т.д.
Тема 4. Способы сообщения о необходимости оказания помощи при пожаре
  1. Рассказ учителя про способы сообщения о пожара в прошлом и в настоящее время. Лучше, если рассказ будет сопровождаться презентацией по теме.
  2. Просмотр видеосюжета «Диспетчер в Лиде спас жизнь находящемуся в задымленном подвале человеку».
  3. Обсуждение с учащимися происшедшего случая: В каких случаях следует звонить по телефону 101 или 112? Почему сообщать о пожаре диспетчеру надо кратко и четко, не теряя времени? Почему в просмотренном видеоматериале диспетчер старалась наоборот затянуть телефонный разговор? Почему работа диспетчеров считается очень ответственной? Какие негативные последствия могут повлечь за собой ложные вызовы пожарных подразделений?
  4. Дидактическая игра «Вызови помощь».
    • 1 вариант – из набора картинок выбрать те, которые помогут при необходимости вызвать помощь (телефон, фонарик в темное время суток, костер на открытой местности; книга, махание веткой в лесу и т.п.).
    • 2 вариант – возле карточек с номерами телефонов 101 (112), 102, 103, 104 разложить в ряд соответствующие картинки с изображением ситуаций, при которых следует вызвать помощь.
    • 3 вариант – выводить картинки на экран, учащиеся должна поднимать карточки номерами телефонов нужных служб.
  5. Тренинг по теме «Мой мобильный телефон», ситуации по теме и их анализ, тренировочная игра «Сообщи о пожаре», сюжетно-ролевая игра «SOS» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования. «Основы безопасности жизнедеятельности». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 123-133, 161-172.
  6. Выполнение заданий темы 4 раздела «Правила пожарной безопасности» из «Рабочей тетради».
  7. Просмотр мультфильма из серии «Волшебная книга МЧС» «Правила вызова спасателей».
  8. Подведение итогов урока. Закрепление номеров телефонов спасательных служб с просмотром развивающего мультфильма для детей «Телефоны спасательных служб».

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 1. Правила безопасного поведения на воде
  1. Информация учителя о воде с демонстрацией слайдов или презентации: вода может быть в трех видах (жидком, твердом, газообразном); жизненная необходимость воды для людей и природы; природные и искусственные водоемы (озеро, река, бассейн, аквапарк, ванна и т.п.).
  2. Рассказ учителя об водных стихиях при рассмотрении картины Айвазовского «Девятый вал», изображений Бермудского треугольнике в Карибском море, цунами.
  3. Рассуждения по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». Просмотр мультфильма «Дед Мазай и Зайцы» по произведению Н.А. Некрасова.
  4. Дидактическая игра «Сезонные опасности водоемов». На экран выводятся картинки водоемов в разные времена года. Учащиеся называют, с какой опасностью можно столкнуть в изображенной ситуации.
  5. Беседа с учащимися по теме безопасности во время купания в ванной, душе, бане.
  6. Информация по теме, чтение «Сказки о нефтяной рыбке» А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурникова, творческая разминка, ситуация по теме и ее анализ, тренинг-тематическая игра «Пингвины» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования. «Основы безопасности жизнедеятельности». Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 241-250.
  7. Просмотр мультфильма на выбор: «Волшебная книга МЧС. Правила поведения на водоемах»; «Смешарики. Место для купания»; «Три котенка. Не пойдем одни к реке».
  8. Работа с памятками ОСВОДа по мерам безопасности на водоемах в летний период.
  9. Выполнение заданий темы 1 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  10. Сюжетно-ролевая игра «Безопасность у водоема» – пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности «2-4 классы. /Т.В. Загвоздкина, С.Б. Фатин, Н.Н. Яковлева. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006, стр. 114.
  11. Подведение итогов урока.
Тема 2. Безопасное поведение дома
  1. Блиц-опрос учащихся о предметах домашнего обихода, при пользовании которыми следует быть особо осторожными.
  2. Загадывание загадок по теме. Картинки с изображением ответов вывешиваются на школьной доске. Можно предложить следующие загадки:
    • Хожу с края на край, режу черный каравай (нож).
    • Она колет очень колко всем известная … (иголка)
    • За ним нужен глаз да глаз, потому что это … (газ).
    • На железной тумбе цветы голубые – помогают стряпать кушанья любые (газовая плита).
    • два кольца, два конца, а в середине – гвоздик (ножницы).
    • Я иголкина подружка, только у меня нет ушка (булавка).
    • Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет (молоток).
  3. Проведение игры «Зачем нужен, чем опасен?». Учащиеся на каждый изображенный на вывешенных на доске предметов должны ответить на вопрос игры.
  4. Просмотр с комментариями учителя и обсуждением ситуаций из двух-трех обучающих мультфильмов из серии «Волшебная книга МЧС»: «Безопасное поведение дома», «Правила безопасности на кухне».
  5. Выполнение заданий темы 2 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  6. Сюжетно-ролевые игры на тему безопасного поведения дома в отсутствие взрослых. Например: участниками могут являться взрослые, которым надо уйти (они придумывают ситуации: разбитый стакан, незакрытое окно и т.д.); ребенок один или двое, которые на некоторое время остаются дома одни; один или три эксперта, которые будут отмечать правильность действий и выставлять балы. После каждой разыгранной ситуации участники меняются.
  7. Игра «Следствие ведут знатоки». На экран выводится (вывешиваются на доске рисунки крупным планом или раздаются карточки учащимся, можно в группах) изображение комнат в доме: кухни, жилой, ванной. Учащимся следует вычеркнуть или обвести предметы, которые не следует брать (лекарства, предметы бытовой химии, ножи, спички и т.д.).
  8. Подведение итогов урока.
Тема 3. Безопасная среда в учреждении образования
  1. Беседа учителя с учащимися о правилах внутреннего распорядка данного учреждения образования: зачем он нужен, назначение классов, коридоров, вестибюлей, столовой, спортзала, пришкольного участка, школьного стадиона.
  2. Чтение и обсуждение с учащимися стихотворения Б. Заходера «Перемена».
  3. Проведение дидактической игры «Безопасная школа» (возможно проведение командами). Учащимся демонстрируются слайды с различными травматическими ситуациями в школе и предлагается ответить на вопросы: где могла произойти подобная ситуация; кто виноват; какие правила безопасности были нарушены; как можно избежать такой травмы.
  4. Тренинг «Правильно – это так…» Можно провести тренинг, пройдя по школе, либо проигрывая различные ситуации в классе, вестибюле, актовом зале и т.д. Смысл тренинга – найти безопасный выход, если несколько человек проходит по лестнице, а кому-то надо срочно опередить их; в столовой кому-то хочется быстрее выбежать из-за стола; между парт беседуют двое учеников, мешая проходу; в гардеробе кому-то хочется побыстрее взять свою верхнюю одежду и т.п.
  5. Выполнение заданий темы 2 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  6. Игра «Знатоки безопасности». Командам учащихся раздаются карточки-задания и предлагается назвать меры безопасности: в классе, коридоре, гардеробе, на лестнице, на пришкольной территории.
  7. Тренинг «Мудрый – глупый». В тренинге участвуют двое учащихся. Учитель называет конфликтную ситуацию (например, сосед по парте взял без спросу учебник, кто-то сказал обидное слово, кто-то шутливо или нечаянно толкнул и т.д.). А учащиеся должны придумать вариант, как поступил бы мудрый человек, чтобы погасить конфликт, а как бы поступил глупый, что привело бы к драке и травмам.
  8. Обобщение основных причин травматизма в учреждении образования: нарушение правил и инструкций по безопасности; нежелание выполнять требования безопасности; непреднамеренное травмирование сверстников во время игры или вне игры; преднамеренное травмирование. Вывод – осторожность и выполнение правил безопасности.
  9. Подведение итогов урока. Просмотр мультфильма «Песенка мышонка» или любого другого о дружбе.
Тема 4. Домашние животные
  1. Просмотр мультфильма по мотивам сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе».
  2. Беседа с учащимися о животных, которые живут у них дома.
  3. Интегрированная игра «Наши домашние друзья». Учащиеся разделяются на несколько групп: «мудрецы» разгадывают загадки о домашних животных; учитель вывешивает картинки на дошкольной доске или демонстрирует слайд на экране; «артисты» изображают указанное домашнее животное; «знатоки » объясняют пользу этих животных; «эксперты» говорят, какие меры осторожности следует соблюдать при общении с этими животными.
  4. Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».
  5. Выполнение заданий темы 4 раздела «Окружающая среда и безопасность» из «Рабочей тетради».
  6. Информация по теме, Т.В. Загвоздкина рассказ «Сочинение про каникулы» (из серии рассказов «Про Вовку, Сашку и их промашки»), беседа по прочитанному, тематическая разминка, ситуация по теме и ее анализ, игра-имитация «Мир животных» – из пособия для учителей учреждений общего среднего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. Минск: Зорны Верасок, 2011 – стр. 173-187.
  7. Составление правил общения с домашними животными.
  8. Беседа о народных приметах, связанных с домашними животными.
  9. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Уроки осторожности. Бродячие собаки».
  10. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Огромный собачий секрет». Обсуждение стихотворения и мультфильма. Разговор о бродящих животных.
  11. Подведение итогов урока.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Тема 1. Активные формы здорового образа жизни
  1. Беседа с учащимися о важности здорового образа жизни, значении в жизни человека режима, закаливания, физических нагрузок.
  2. Разгадывание загадок по теме, толкование пословиц о здоровом образе жизни и пользе закаливания:
    • Закаляй свое тело с пользой для дела.
    • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
    • Кто спортом занимается, тот силы набирается.
    • Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
    • Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
    • Смекалка нужна, и закалка важна.
    • В здоровом теле здоровый дух.
  3. Составление вместе с учащимися режима дня.
  4. Дидактическая игра «Всему свое время». Работа в группах. Каждой группе раздается комплект картинок с режимными моментами. Задание – разложить карточки по порядку: что зачем идет (чтобы упростить выполнение, на картинках могут быть изображены часы).
  5. Интерактивная игра «Назови, изобрази». Учитель показывает картинки (изображения на экране) различных видов спорта. Учащиеся должны назвать вид спорта и изобразить его (бег, плаванье, штанга, теннис и т.д.). Завершается игра составлением из букв слов «спорт» и «физкультура».
  6. Блиц-опрос о необходимости предусмотреть в режиме дня время для отдыха. Просмотр видеозаписей – море, лес.
  7. Выполнение заданий по теме 1 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  8. Обсуждение о возможности восполнить недостаточность физической активности (вместо пользования общественным транспортом пройти от школы пешком, подниматься в квартиру не на лифте, а по лестница и т.д.).
  9. Просмотр развивающего мультфильма из серии «Спорттания» «Здоровый образ жизни».
  10. Чтение и обсуждение рассказа А. Дорохова «Молодой старичок».
  11. Дидактическая игра «Одежда по сезону». Учащимся предлагается разделить картинки и назвать одежду и обувь по сезону. Объяснить, почему летом не нужна шуба, а зимой не подойдет панамка.
  12. Подведение итогов урока. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Азбука здоровья. Распорядок».
Тема 2. Правила гигиены
  1. Просмотр мультфильма по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
  2. Беседа о гигиене: почему гигиена важна для человека; какие понятия она включает; в каких случаях используется разовая посуда, жидкое мыло, бумажные полотенца и почему; какие предметы гигиены должны быть строго личными и т.д.
  3. Блиц-опрос: какой гигиенический уход нужен для: волос (их моют, расчесывают, стригут); для зубов (их чистят зубной пастой, ополаскивают лечебными травами, используют зубную нить или жвачку после еды, если щетка не доступна), и далее – ноги, руки, тело, уши. Какая из гигиенических процедур используется чаще всего? Когда следует мыть руки?
  4. Тренинг «Как правильно мыть руки» – учащиеся показывают, как они моют руки.
  5. Дидактическая игра «Найди окончание поговорок». Игра может проводиться как с карточками, так и с надписью на школьной доске:
    • кто аккуратен (тот людям приятен);
    • чаще мойся (воды не бойся);
    • чистая вода (для хвори беда);
    • чистота всего полезней (сохранит от всех болезней);
    • чисто жить (здоровым быть);
    • чистота – (лучшая красота).
  6. Беседа о гигиене питания. Просмотр мультфильма «Митя и Микробус» и его обсуждение.
  7. Моделирование ситуации правильного мытья фруктов и овощей. Учащимся необходимо сложить картинки или подсказать учителю для записи в цепочке действий путь овощей или фруктов от их сбора до попадания на стол (например: сбор яблок с дерева, перевозка ящиков в магазин (на дороге пыль), покупка (люди, выбирая, берут в руки и выкладывают обратно), дома моют, выкладывают на чистую посуду, яблоки на столе.
  8. Рассказ учителя о необходимости строго соблюдения правил гигиены в период эпидемий инфекционных заболеваний и профилактике заболеваний, вызванных паразитами.
  9. Выполнение заданий по теме 2 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  10. Подведение итогов урока.
Тема 3. Порядок вызова «скорой помощи»
  1. Беседа с учащимися: когда люди вызывают скорую помощь, почему машина скорой помощи имеет отличительную окраску и сигнальный маячок, почему другие машины должны уступать машине скорой помощи дорогу, что необходимо сообщать при вызове скорой помощи.
  2. Тренинг «Вызов скорой помощи» для закрепления навыков о необходимых сведениях, которые нужно сообщить диспетчеру медучреждения при вызове «скорой помощи».
  3. Выполнение заданий по теме 3 раздела «Здоровый образ жизни» из «Рабочей тетради».
  4. Разговор с учащимися о недопустимости ложных вызовов «скорой помощи» и их возможных последствиях.
  5. Сюжетно-ролевые игры «Вызов скорой помощи». Дети проигрывают различные ситуации, когда нужно вызвать «скорую помощь»: члену семьи, человеку, которому стало плохо в магазине, на улице, в парке, в школе, кинотеатре и т.д. Чтобы предотвратить случаи мошенничества, стоит включить и ситуации, когда кто-то чужой просит дать ему твой мобильный телефон для вызова скорой помощи.
  6. Просмотр мультфильмов из серии «Зайка Знайка.Мультики про машинки» «Скорая помощь – спасение больного», из серии «Мультики для детей с игрушками» «Скорая помощь и Спасательная машина».
  7. Подведение итогов урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ОБЖ

  • Минский р-н, г. п. Мачулищи, ул. Молодежная, 35
  • 220006, г. Минск, а/я 173
  • +375 (17) 235-93-99
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
  • Связь с издательством